География транспорта России
География транспорта России
Код ОГЭ по географии: 5.4.5. География важнейших видов транспорта.
Транспортная система России характеризуется развитием всех видов транспорта, значительной протяжённостью транспортных путей и крайней неравномерностью их размещения по территории страны.
Плотность транспортной сети пони жается от центра к северу и вое току. К отдельным населённым пунктам из-за отсутствия транспортных путей можно добраться в опредс ленный сезон.
■ Железнодорожный транспорт
Общая протяжённость железных дорог России — около 86 000 км. Почти 50 % дорог электрифицировано. По длине электрифицированных дорог Россия занимает 1-е место в мире.
Средняя плотность железнодорожной сети — 5 км/1000 км2. Наибольший показатель плотности характерен для Центрально-Чернозёмного и Центрального районов. Здесь железнодорожная сеть имеет радиальный вид: железные дороги сходятся к Москве. В азиатской части железнодорожная сеть имеет широтное простирание и небольшую плотность.
Самая длинная и главная железнодорожная ветка России — Транссибирская магистраль (Транссиб).
Её протяжённость — 9289 км. Магистраль соединяет Москву и Владивосток. Она проходит через 87 городов, среди которых Ярославль, Киров, Пермь, Екатеринбург, Тюмень, Омск, Новосибирск,. Красноярск, Иркутск, Улан-Удэ, Чита, Хабаровск, Владивосток.
К числу основных железнодорожных магистралей России также относятся:
- Приволжская — проходит по территории Волгоградской, Саратовской, Астраханской областей;
- Северная — проходит по территории Архангельской, Ивановской, Кировской, Костромской, Вологодской, Ярославской, Владимирской областей и Республики Коми;
- Среднесибирская — проходит по территории Омской, Новосибирской областей и Алтайского края;
- Байкало-Амурская (БАМ) — вторая по длине магистраль после Транссиба (4300 км), проходит от Тайшета (Иркутская область) до Советской Гавани (Хабаровский край).
■ Автомобильный транспорт
Общая длина автомобильных дорог России составляет около 1 643 000 км. Средняя плотность 34 км/1000 км2.
По обеспеченности дорожной сетью выделяются три зоны. Первая — Европейская — характеризуется развитой сетью автомобильных дорог преимущественно с твёрдым покрытием. Плотность дорог здесь около 100 км/1000 км2. Вторая зона охватывает юг России. Сеть автомобильных дорог здесь неравномерна, а плотность близка к средней по стране. В третьей зоне, включающей большую часть Сибири и Дальнего Востока, основная часть из редких, не имеющих твёрдого покрытия дорог используется лишь сезонно. Большие территории здесь лишены транспортных путей.
■ Трубопроводный транспорт
Общая длина всех трубопроводов России — около 252 000 км. Из них 178 000 км — газопроводы, 55 000 км — нефтепроводы.
Основные трубопроводы России:
- нефтепровод «Дружба» (Альметьевск — Самара — Унеча — Мозырь — Брест и далее в страны Восточной и Западной Европы);
- Балтийская трубопроводная система (связывает месторождения нефти Тимано-Печорского, Западно-Сибирского и Урало-Поволжского районов с портом Приморск);
- нефтепровод Сургут Новополоцк;
- нефтепровод «Восточная Сибирь — Тихий океан» (связывает город Тайшет в Иркутской области с портом Козьмино в заливе Находка);
- газопровод «Ямал — Европа» (соединяет город Торжок в Тверской области и немецкий город Франкфурт-на-Одере);
- газопровод «Сияние Севера» (проходит по линии Ухта — Грязовец — Торжок);
- газопровод «Союз» (проходит по линии Оренбург — граница России и Украины — Ужгород);
- газопровод «Северный поток» (соединяет русский Выборг и немецкий Грайфсвальд);
- газопровод «Голубой поток» (проложен по дну Чёрного моря, связывает берега России и Турции).
■ Водный транспорт
Приморское положение России обусловило достаточно большое значение морского транспорта в обслуживании внешнеторговых связей и перевозке грузов между российскими портами.
Перевозка грузов и пассажиров осуществляется в пределах пяти крупных бассейнов.
- Бассейн Балтийского моря:
- имеет наибольший грузооборот;
- статьи экспорта — нефть, лес, металлы, статьи импорта — машины, промышленные и продовольственные товары;
крупнейшие порты — Приморск, Санкт-Петербург, Высоцк, Калининград, Усть-Луга.
- Черноморско-Азовский бассейн:
- статьи экспорта — нефть и нефтепродукты, уголь, металлы, лес, строительные материалы, статьи импорта — зерно, сахар, машины и оборудование, продукты питания;
- крупнейшие порты — Новороссийск, Кавказ, Ростов-на-Дону, Туапсе, Керчь.
- Каспийский бассейн:
- преобладают каботажные перевозки;
- транспортируются преимущественно нефть и нефтепродукты, соль, зерно, хлопок, шерсть, рыба;
- крупнейшие порты — Махачкала, Астрахань, Оля.
- Дальневосточный бассейн:
- осуществляются каботажные и экспортно-импортные перевозки;
- статьи экспорта — рыба, лес, уголь, нефть, продовольствие, статьи импорта — машины, оборудование, металлы;
- крупнейшие порты — Восточный, Ванино, Находка, Пригородное, Владивосток.
- Северный бассейн:
- статьи экспорта — уголь, лес, нефтепродукты, руды цветных металлов, оборудование, статья импорта — продовольствие;
- крупнейшие порты — Мурманск, Архангельск, Варандей, Дудинка.
Большинство крупных рек России судоходны. Это способствует развитию внутреннего водного транспорта. Около 40 % его грузооборота приходится на Волго-Камский бассейн. Крупнейшие речные порты — Нижний Новгород, Казань, Самара, Волгоград, Астрахань. На втором месте по объёму грузооборота находится Западно-Сибирский бассейн, включающий Обь с притоками. Основные порты — Новосибирск, Тобольск, Сургут, Лабытнанги, Тюмень. Третий в России — бассейн Северной Двины с притоками Сухона и Вычегда. Значительную долю в перевозках здесь составляют лесные грузы. Главные порты — Архангельск и Котлас.
■ Воздушный транспорт
На территории России расположены 233 аэропорта. Самые загруженные из них: Шереметьево (Москва), Домодедово (Москва), Внуково (Москва), Пулково (Санкт-Петербург), Сочи (Сочи), Кольцово (Екатеринбург), Симферополь (Симферополь).
Крупнейшим узлом международных и внутренних авиалиний является Москва. На её долю приходится более 30 % всех отправлений пассажиров воздушным транспортом страны. На внутренних авиалиниях (многие из них проходят параллельно железным дорогам) особенно масштабны перевозки пассажиров ил Москвы в Санкт-Петербург, в вое точном направлении —- в Сибирь и на Дальний Восток (Иркутск, Хабаровск, Владивосток) и на курорты юга (Адлер, Сочи, Симферополь).
Конспект урока по географии»География транспорта России».
Следующая тема: Природно-хозяйственное районирование России