Образование в XVIII — начале ХХ вв.
«Образование в XVIII — начале ХХ вв.»
• • • Образование в XVIII веке
Открыты:
— общеобразовательные школы — цифирные [обучение детей от 10 до 15 лет чтению, письму, арифметике (цифири) и некоторой части геометрии], гарнизонные (обучение солдатских детей), адмиралтейские, школы в провинциальных городах;
— специализированные учебные заведения — навигацкая (школа математических и навигацких наук), артиллерийские, инженерные, горные, художественные, иностранных языков школы и шляхетские корпуса [Сухопутный (1731 г.), Морской (1752 г.), Артиллерийский, Инженерный, Пажеский (1759 г.)], духовные семинарии;
— высшие учебные заведения — Академия наук не только проводит научные исследования, но и готовит специалистов; Московский университет: три факультета — философский, юридический, медицинский (1755 г.), Академия художеств: отделения живописи, скульптуры, архитектуры (1757 г.)» Духовные академии.
При Екатерине II идёт формирование системы общеобразовательных школ и ряда закрытых учебных заведений для воспитания людей «новой породы» — воспитательные дома в Москве (1764 г.) и Санкт-Петербурге (1770 г.), Смольный институт благородных девиц (1764 г.) в Санкт-Петербурге.
• • • Образование в XIX веке
• 1803 г. — реформа образования. Принципы: бессословность, бесплатность обучения на низших ступенях, преемственность учебных программ, автономия университетов (устав 1804 г.)
• Создание единой системы учебных заведений — структура системы образования:
• Создание закрытых привилегированных учебных заведений для дворянских детей — лицеев: Царскосельский (Александровский) (19 октября 1811 г.), Нежинский, Демидовский в Ярославле, Ришельевский в Одессе.
• Открытие специализированных высших учебных заведений: Лесной институт, Петербургский технологический институт, Московское техническое училище, Инженерная и Артиллерийская академии и т. д.
• 1863-1864 гг. — реформа образования:
— рост сети начальных школ (церковно-приходских и земских школ);
— увеличение количества средних учебных заведений (классические гимназии и реальные училища);
— увеличение числа высших учебных заведений: открытие двух университетов — в Одессе и Томске (первый университет в Сибири), Петербургской (1862 г.) и Московской (1866 г.) консерваторий;
— развитие женского образования: с 1862 г. — женские гимназии; 1878 г. — открытие в Санкт-Петербурге Бестужевских курсов -4 положено начало высшему образованию для женщин
• • • Образование в начале XX века
• Рост грамотности населения (с 21% в 1897 г. до 30% в 1917 г.).
• Создание сети высших начальных училищ (готовили к поступлению в среднюю школу).
• Увеличение числа средних учебных заведений (гимназий и реальных училищ).
• Открытие сельскохозяйственных, медицинских, учительских институтов.
• Создание народных «вузов» [университет А. Л. Шанявского (1908 г.), педагогический институт П. Г. Шалапутина (1911 г.) в Москве].
— Деятельность воскресных школ для взрослых.
— Восстановление автономии вузов (после 1905 г.)
М.В. Ломоносов, Н.И. Лобачевский, Д.И. Менделеев
М. В. Ломоносов (1711—1765 гг.) 19-летним юношей отправился из Холмогор в Москву, где в 1731 г. поступил в Славяно-греко-латинскую академию. В 1736 г. был направлен в Петербургский академический университет и в том же году командирован в Германию. Вернулся на родину в 1741 г. А уже в 1745 г. М. В. Ломоносов стал первым русским профессором, членом Академии наук. Ученый занимался изысканиями в области математики, физики, химии, астрономии, географии, геологии, биологии, языкознания, философии, истории. В 1755 г. основал Московский университет. План организации университета, составленный М. В. Ломоносовым, предусматривал преподавание на русском, а не на латинском языке, а также предоставлял возможность учиться представителям непривилегированных сословий.
Н.И. Лобачевский (1792—1856 гг.) — математик, преподаватель, ректор Казанского университета. В 1807 г. он поступил в университет Казани. В 1814 г. занял должность адъюнкта, а позже — профессора. Преподавал математику, астрономию, физику. В 1819 г. стал деканом физико-математического факультета, а в 1827—1846 гг. — ректором Казанского университета. Развивал математическую теорию и неевклидову геометрию. В алгебре Н. И. Лобачевским был разработан способ приближенного решения уравнений. Он же сформулировал несколько теорем в математическом анализе.
Во второй половине XIX в. совершил свои открытия великий химик Д. И. Менделеев (1834—1907 гг.). Величайшей заслугой Д. И. Менделеева было открытие периодического закона химических элементов. На его основании Д. И. Менделеев предсказал существование многих тогда еще неизвестных элементов. Книга Д. И. Менделеева «Основы химии» была переведена почти на все европейские языки.
Конспект урока по Истории России «Образование в XVIII — начале ХХ вв.»
Следующая тема: «Литература и искусство в XVIII — начале ХХ вв.»