Задание 30 ОГЭ по биологии

Задание 30 ОГЭ по биологии

Задание 30. Пользуясь таблицей «Важнейшие показатели сердца и продолжительность жизни», ответьте на вопросы.

  1. У какого из приведённых млекопитающих сердце по отношению к массе тела самое большое?
  2. Какая зависимость существует между частотой сердечных сокращений и продолжительностью жизни животного?
  3. Какие три фазы в работе сердца характерны для одного сердечного сокращения у млекопитающих?

 Комментарий. Статистические данные, представленные в таблице, следует использовать в ответе для объяснения биологических закономерностей. Для этого полезно:

  • ознакомиться с названием таблицы и каждого столбца (и строки, если у строк есть названия);
  • проанализировать, как изменяются величины в каждом столбце (строке);
  • приступить к формулировке ответа на первый вопрос, затем на последующие.

Вопросы могут быть нескольких типов:

  1.  Какие значения принимает какой-либо показатель в определённой строке (столбце)?
  2.  Какова зависимость изменения одной величины от другой?
  3.  Как может быть объяснена наблюдаемая зависимость (или другой вопрос, требующий привлечения дополнительных знаний курса биологии)?

Действуем по предложенному алгоритму в приведённом примере:

  •  1) Данные столбца «Масса сердца по отношению к массе тела (%)» показывают, что из приведённых млекопитающих сердце по отношению к массе тела самое большое у зайца. Ответ на 1-й вопрос: У зайца.
  •  2) Данные столбца «Частота сердечных сокращений (в 1 мин)» показывают, что в этом столбце сверху вниз частота сокращений в основном уменьшается. Показатели столбца «Продолжительность жизни (лет)», наоборот, в основном растут. Поскольку не все данные ранжированы именно так, проверим по строчкам: у крысы самая большая частота сокращений — самая маленькая продолжительность жизни и т. д. Ответ на 2-й вопрос: Чем чаще бьётся сердце, тем меньше живёт животное. ИЛИ Обратно пропорциональная зависимость (достаточен любой из вариантов ответа).
  •  3) Нужно помнить, что для ответа на вопрос подходят фазы сердечного цикла, которые изучались в курсе «Человек», поскольку человек — млекопитающее. Ответ на 3-й вопрос: Фаза 1 — сокращение предсердий; фаза 2 — сокращение желудочков; фаза 3 — общее расслабление.

ИЛИ Фаза 1 — систола предсердий; фаза 2 — систола желудочков; фаза 3 — общая диастола (см. задание 29).

 Ответ на задание 30:

  1. У зайца.
  2. Чем чаще бьётся сердце, тем меньше живёт животное. ИЛИ Обратно пропорциональная зависимость.
  3. Фаза 1 — сокращение предсердий; фаза 2 — сокращение желудочков; фаза 3 — общее расслабление. ИЛИ Фаза 1 — систола предсердий; фаза 2 — систола желудочков; фаза 3 — общая диастола.

Затруднения, выявляемые при выполнении заданий первого типа, бывают связаны с невнимательным чтением вопроса. Нужно обращать внимание, множественное или единственное число употреблено в вопросе (ответ «у зайца и белки» был бы неправильным).

Вопрос может касаться понятий, похожих, но не тождественных приведённым в таблице. Например, в одном из столбцов определённой таблицы приведены данные о содержании белков в разных органах: костях, мышцах, лёгких и т. д., а в задании нужно установить, какая система органов содержит максимальное количество белков. Нужно определить, к каким системам относятся приведённые в таблице органы, и обобщить данные (правильным ответом будет «система опоры и движения», неправильно будет ответить «кости и мышцы»).

При выполнении заданий второго типа важно грамотно формулировать суть наблюдаемой зависимости (1 и 2 обозначим показатели из двух сравниваемых столбцов):

  • чем больше ______(1), тем больше ______(2)
    •  ИЛИ с увеличением _______(1), ______(2) увеличивается
    •  ИЛИ чем меньше______(1), тем меньше ______(2)
    •  ИЛИ Прямая пропорциональная зависимость
  • чем больше ______(1), тем меньше ______(2)
    •  ИЛИ с увеличением_____(1),___(2) уменьшается
    •  ИЛИ Обратно пропорциональная зависимость
  • с увеличением _____(1), ____(2) растёт, достигает максимума, а затем не меняется
  • с увеличением _____(1), ____(2) сначала увеличивается, а затем уменьшается и др.

При выполнении заданий третьего типа может потребоваться работа с названием таблицы, например, нужно объяснить, почему в таблице приводятся данные именно об этих объектах (вероятно, именно их стоит сравнивать, т. е. они обладают некоторым сходством и различиями). Может возникнуть вопрос, почему какие-либо данные отсутствуют в таблице (например, данные о прорастании семян картофеля не приводятся, поскольку в практике сельского хозяйства его размножают не семенами, а клубнями).

 

[button title=»Выбрать другое задание ОГЭ» link=»/подготовка-к-огэ-по-биологии-материал/» target=»_blank» align=»» icon=»» icon_position=»» color=»blue» font_color=»» size=»2″ full_width=»» class=»» download=»» rel=»» onclick=»»]  [button title=»Кодификатор ОГЭ-2019» link=»/биология-кодификатор-огэ/» target=»» icon=»» icon_position=»» color=»» font_color=»» size=»2″ full_width=»» class=»» download=»» onclick=»»]

 


Задание 30 ОГЭ по биологии

Похожие записи

Форма для написания комментария

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки комментариев: от 1 часа до 3 дней