Римско-католическая церковь в средние века
«Римско-католическая церковь в средние века»
С V века христианство становится единственно признанной религией Римской империи.
Католическая церковь была построена по иерархическому принципу. Во главе — папа римский; затем — архиепископы, епископы, аббаты, священники, монахи. Огромную роль в укреплении господства феодалов и в подавлении борьбы народных масс против феодальной эксплуатации играла католическая церковь в Европе.
Земли Римской области и Равеннского экзархата (наместничество) были объединены в Папское государство (VIII в.). Во время феодальной раздробленности церковь была единственной сплоченной организацией (XI—XIII вв.).
Церковь была крупнейшим земельным собственником. С земель, принадлежавших ей, церковь собирала десятину — налог в виде десятой части денежных и натуральных доходов крестьянского двора.
Римско-католическая церковь торговала должностями епископов и аббатов (до XI в.). Продавала индульгенции — грамоты, освобождавшие преступников от груза от угрызений совести, от наказаний, обещавших прощение грехов.
В годы правления папы Григория VII в католической церкви были проведены реформы (XI в.):
- запрещены браки священникам (целибат — обет безбрачия);
- запрещена покупка церковных должностей (симония);
- новый порядок выбор папа — право выбора принадлежало кардиналам.
Церковь имела привилегии — право на собственный суд. Все преступления связанные с грехом, подлежали суду церкви (ересь, колдовство, клевета и т.д.). Был учрежден особый суд для расправы с «еретиками», вероотступниками и инакомыслящими — инквизиция. Делами ереси занимался орган монахов-доминиканцев (с 1232). Инквизиция добилась права пытать подозреваемого (с 1252).
Пользуясь религиозными средствами идеологического воздействия на людей, церковь выступала в качестве защитницы интересов господствующего класса и видела свою основную задачу в том, чтобы примирить трудящихся с их тяжёлым положением в феодальном обществе. Христианство стояло у колыбели феодального общества как сложившаяся религиозная идеология. Возникнув в рабовладельческом мире, христианство не пало вместе с ним, но очень умело приспособилось к условиям феодализма и стало феодальной религией с соответствующей церковной организацией.
Точно так же позднее оно приспособилось к условиям буржуазного общества и стало одной из опор господства буржуазии. Это произошло потому, что религия имеет глубокие социальные корни во всяком классовом обществе, где существует эксплуатация человека человеком, где господствующие классы наряду с бичом надсмотрщика нуждаются в молитвах священника, который оправдывает классовое угнетение и обещает народным массам за все муки на земле вечное блаженство после смерти.
Христианская церковь в средние века была решительно враждебна классовой борьбе трудящихся и эксплуатируемых.
Она освящала феодальную эксплуатацию, проповедуя, что социальное неравенство «установлено богом». Тем самым церковь тормозила общественное развитие. Низкий уровень развития производительных сил в средние века (следствием чего являлась огромная зависимость основного производителя материальных благ — крестьянина от стихийных сил природы), социальный гнёт, невыносимой тяжестью лежавший на народных массах, а также культурная отсталость — всё это обусловливало господствующую роль религиозной идеологии в феодальном обществе и создавало чрезвычайно благоприятные условия для всевозможных суеверий.
Власть духовенства (которое к тому же держало всё образование в своих руках) над умами людей была чрезвычайно велика. Утверждая божественность власти феодалов и освящая господство эксплуататоров над эксплуатируемыми, церковь учила, что обязанность трудящихся масс состоит в том, чтобы выполнять феодальные повинности в пользу сеньоров и безропотно переносить гнёт и насилие с их стороны.
Конспект урока «Католическая церковь в средние века».
Следующая тема: «Средневековый город и урбанизация«.