Средства массовой информации в политической системе
Средства массовой информации
в политической системе
Раздел ЕГЭ: 4.9. Средства массовой информации в политической системе
Средства массовой информации прочно вошли в жизнь современного общества. Ежедневно большинство людей читают газеты, смотрят новости по телевизору, обсуждают события в Интернете.
Средства массовой информации (СМИ) — совокупность каналов распространения информации, которая предоставляется государством для своевременного информирования неограниченного круга лиц о событиях, происходящих в стране и мире.
В связи с этим СМИ являются важной частью общественной жизни. Современная политическая жизнь также немыслима без активного участия СМИ, которые знакомят население с политическими решениями, принятыми законами, сотрудничают с субъектами власти. Информация может распространяться через следующие каналы:
- интернет (блоги, социальные сети, сайты);
- печатные издания (газеты, журналы, книги);
- радио (прямой эфир, новости);
- телевидение (телепередачи, реклама);
- видео (художественные и документальные фильмы).
ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСОБЕННОСТИ СМИ
Для СМИ характерно наличие следующих отличительных черт:
- оперативность;
- динамичность;
- универсальность;
- образность.
СМИ включает в себя следующие особенности:
- массовый сбор, обработка информации;
- стандартизация всей информации, что формирует единую культуру населения и способствует созданию единого мнения;
- распространение информации в большом масштабе;
- целенаправленный поток информации от СМИ к потребителю;
- регулярное распространение информации;
- открытое содержание информации;
- большая, непостоянная, территориально рассредоточенная аудитория СМИ.
ФУНКЦИИ СМИ
Невозможно переоценить роль СМИ в современном мире, поскольку именно благодаря им люди узнают о происходящих в мире изменениях.
Функция |
Характеристика |
Информационная | Сообщение о наиболее значительных событиях. Включает в себя выбор, комментирование и оценку информации. |
Политическая социализация | Вовлечение людей в политические процессы. Знакомство населения с политическими ценностями, нормами и образцами поведения, приобщение к ним. |
Критическо-контролирующая | Возможность анализа и оценки населением производимых политических и иных действий. |
Альтернативная | Знакомство населения с различными общественными интересами, мнениями, другими взглядами на политику. |
Идеологическая | Формирование общественного мнения. |
Мобилизационная | Побуждение людей к совершению определённых политических действий или бездействию. |
Рекламно-справочная | Знакомство с товарами и услугами и их продвижение. |
ПОЛИТИЧЕСКОЕ МАНИПУЛИРОВАНИЕ
СМИ, как и все сферы жизни, оказывающие массовое влияние на людей, имеют как положительные, так и отрицательные черты. Одним из главных негативных явлений выступает политическое манипулирование.
Политическое манипулирование — скрытое управление политическим сознанием и поступками людей, для того чтобы они выполняли нужные властям действия.
К помощи СМИ часто прибегают для манипулирования, воздействия на людей:
- изменяя существующие факты и скрывая реальную информацию;
- распространяя заведомо ложные, даже клеветнические сведения;
- выхватывая фразу из контекста для изменения её смысла;
- используя оценочную лексику для формирования мнения людей.
Вы смотрели конспект «Средства массовой информации в политической системе».
- Вернуться к Списку конспектов по Обществознанию.
- Найти конспект в Кодификаторе ОГЭ по обществознанию.
- Найти конспект в Кодификаторе ЕГЭ по обществознанию.