Синтаксический анализ сложного предложения
«Синтаксический анализ
сложного предложения»
Синтаксический анализ сложного предложения. План анализа. Вариант 1:
- Указать, что предложение сложное; определить, сколько предикативных основ в него входит, назвать их, составить схему.
- Указать вид сложного предложения: союзное (сложноподчинённое или сложносочинённое), бессоюзное или сложное предложение с разными видами связи (назвать эти виды связи).
- Определить, как связаны предикативные основы в составе сложного: с помощью интонации, с помощью союзов (сочинительных или подчинительных) или союзных слов. Назвать вид синтаксической связи.
- В сложноподчинённом предложении указать:
а) количество придаточных предложений и их вид;
б) в предложении с несколькими придаточными указать виды подчинительной связи (последовательная, однородная, параллельная);
в) определить место главного и придаточного предложений, указать, есть ли указательное слово, какой вопрос и от какого слова (или от всего предложения) ставится к придаточному предложению;
г) объяснить расстановку знаков препинания.
- В сложной синтаксической конструкции указать:
а) сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными, сложносочинённые с подчинением, бессоюзные с сочинением или подчинением и т. д.;
б) объяснить расстановку знаков препинания.
- Охарактеризовать предложение по цели высказывания, по интонации, эмоциональной окраске.
- Разобрать каждую часть сложного предложения по схеме простого предложения (строение и члены предложения).
Синтаксический анализ сложного предложения. План анализа. Вариант 2:
- Указать для всех слов в предложении, какими членами предложения они являются и какими частями речи выражены.
- Охарактеризовать предложение (информацию указать в скобках после предложения):
- по цели высказывания (повествовательное/вопросительное/побудительное);
- эмоциональной окраске (восклицательное/невосклицательное);
- по наличию грамматических основ (простое/сложное);
- средствам связи простых предложений в составе сложного (бессоюзное сложное предложение (БСП)/ сложносочинённое предложение (ССП)/сложноподчинённое предложение (СПП)/с разными видами связи (смешанного типа));
- далее по таблице:
Для БСП | Каковы смысловые отношения между простыми предложениям и в составе БСП (одновременность/последовательность/противопоставление/причина и следствие/дополнение/пояснение/условие/ быстрая смена событий и т. д.) |
Для ССП | Состоит из двух простых предложений, соединённых сочинительным (соединительным/разделительным/противительным/ пояснительным/ присоединительным) союзом каковы смысловые отношения между простыми предложениями в составе ССП: временные/причинно-следствен- ные/условно- следственные/ чередование/ взаимоисключение событий (яв- лений)/противопоставление/присоединение |
Для СПП | Вид придаточного предложения: |
а) * определительное/изъяснительное/обстоятельственное (образа действия и степени/места/ времени/условия/причины/ цели/сравнения/уступки/ следствия/присоединительное); | |
б) * по В. В. Бабайцевой: подлежащное/ сказуемное/дополнительное/ определительное/ обстоятельственное (образа действия и степени/ места/времени/ | |
Для предложения с разными видами связи (ПРВС) | Указать, какие виды связи присутствуют (сочинительная и подчини- тельная/сочи- нительная и бессоюзная/ подчинительная и бессоюзная/с тремя видами связи: сочинительной, подчинительной и бессоюзной). Определить по смыслу, как сгруппированы простые предложения в составе сложного |
- разобрать каждое простое предложение в составе исходного сложного предложения (под номерами — 1, 2, 3…):
а) по наличию грамматических основ (простое);
б) по наличию главных членов (односоставное (назывное/безличное/неопределённо-личное/определённо-личное/обобщённо-личное)/двусоставное);
в) по наличию всех необходимых членов предложения (полное/неполное (для неполного указать, какой член предложения опущен));
г) по наличию второстепенных членов предложения (распространённое/нераспространённое);
д) указать, если чем-нибудь осложнено;
- составить схему всего предложения (включая осложнения).
Упрощенная схема анализа (для 5-6 классов)
Конспект урока «Синтаксический анализ сложного предложения».
Следующая тема: «Образцы синтаксического анализа сложного предложения».