Скорость передачи информации. Стоимость информационных услуг

Скорость передачи информации.
Стоимость информационных услуг

Код ОГЭ: 2.1.4. Оценка количественных параметров информационных процессов. Скорость передачи и обработки объектов, стоимость информационных продуктов, услуг связи

К количественным параметрам информационных процессов относятся: скорость передачи и обработки объектов, стоимость информационных продуктов и услуг.

Скорость передачи и обработки объектов

Скорость передачи информации (информационных сообщений) — количество информации, переданное в единицу времени (т. е. объем двоичного кода, переданного за 1 секунду).

Максимальная скорость передачи данных без появления ошибок (пропускная способность) вместе с задержкой определяют производительность системы или линии связи.

Скорость передачи информации обычно измеряется в битах за секунду (bps). Кроме того, используются кратные единицы Кбит/с и Мбит/с. Однако иногда в качестве единицы измерения применяют байт в секунду (байт/с,  Bps) и кратные ему единицы Кбайт/с и Мбайт/с.

Скорость передачи информации

Бод (англ. baud) в связи и электронике — единица измерения символьной скорости, количество изменений информационного параметра несущего периодического сигнала в секунду. Названа по имени Эмиля Бодо, изобретателя кода Бодо — кодировки символов для телетайпов.

Зачастую, ошибочно, считают, что бод — это количество бит, переданное в секунду. В действительности же это верно лишь для двоичного кодирования, которое используется не всегда.

В отличие от бодов, битами в секунду измеряется эффективный объём информации, без учёта служебных битов (стартовые/стоповые/чётность), применяемых при асинхронной передаче.

◊ Пример. Данные объемом 2 Кбайта были переданы через некоторое соединение за 128 миллисекунд. Какое время (в миллисекундах) может занять передача через то же соединение данных объемом 512 байт?

Решение. При решении необходимо учитывать соотношения между различными единицами измерения. Лучше записывать все числа в виде степеней двойки:
128 мс = 27 мс
2 Кбайта = 2 • 210 байт = 211 байт
512 байт = 29 байт
Определим время передачи одного байта через соединение:
27 : 211 = 2–4
Время второй передачи данных может составить:
2–4 • 29 = 25 = 32 (мс).

Ответ: 32 мс.

Стоимость информационных услуг и продуктов

Вопрос о стоимости информационных продуктов и услуг до сих пор относится к числу дискуссионных. Получая информацию, пользователь, как правило, платит не за саму информацию, а за информационные продукты и услуги, т. е. за полезные эффекты труда по ее обработке, упаковке и доставке конкретному потребителю. Однако сложность оценки стоимости информационной продукции вытекает как раз из специфики информации как товара.

Информация не всегда воспринимается как ресурс и продукт интеллектуальной деятельности, что объясняется следующими причинами:

  • практически отсутствуют четко разработанные принципы собственности на информацию. Информация одновременно имеет общественный и частный характер, так как ее использование одним пользователем не противоречит использованию ее другими. Производство и потребление информации практически неотделимо. Продавец, являясь собственником информационных продуктов и услуг, не лишается их, а только распространяет их среди пользователей, которым они также становятся доступными;
  • у информации отсутствует свойство ее расходования, что также создает правовые трудности при использовании информационной продукции и определении стоимости обслуживания;
  • методы оценки информационной продукции не позволяют измерить ценность информации. Существующие измерители информации, такие как бит, количество сообщений, запись и т.п. не зависят от ее ценности и используются лишь для определения ее объема.

Несмотря на сложности с оценкой стоимости, информация превратилась в особого рода товар, который является в настоящее время одним из самых дорогих, если он нужен пользователю и поступает вовремя.

В процессе формирования цен на информационные товары и услуги каждый производитель решает самостоятельно: насколько уникальны данные товары и услуги, какова платежеспособность потребителей, какова структура рынка данного продукта и т. д. Информационные службы часто делают ставку на уникальность продукта. Например, на рынке баз данных многие из них не имеют аналогов, что, естественно, дает преимущество при определении уровня цен.

Ценность информационного продукта характеризуется десятками свойств, таких как: значимость, полезность, применяемость, полнота, своевременность, доступность, форма подачи, достоверность, качество, предполагаемого количества продаж и т. д.

Это качественное разнообразие информационных продуктов обуславливает такую особенность ценообразования на рынке информации, как широкое использование договорных цен, наценок за новизну, уценок, скидок, ценовых льгот, т. е. всех доступных способов придания гибкости ценам.

Производство информации, в отличие от производства материальных товаров, требует значительных затрат по сравнению с затратами на тиражирование. С этим возникает одна из самых больших проблем рынка информационных услуг — это незаконное копирование и распространение информации. Особенно это касается программного обеспечения. Уровень контрафактной продукции достиг огромных масштабов. Большинство программ и все игры для ПК имеют нелегальные копии и свободно распространяются в интернете. А это значит, компании теряют прибыль, государство теряет налоги.

 


Конспект урока по информатике «Скорость передачи информации. Стоимость информационных услуг».

Вернуться к Списку конспектов по информатике.

 

Похожие записи

Форма для написания комментария

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки комментариев: от 1 часа до 3 дней