Природное и общественное в человеке
Природное и общественное в человеке
Раздел ЕГЭ: 1.1. Природное и общественное в человеке. (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции)
Человек — биосоциальное существо, представляющее высший результат эволюции на Земле. Человек занимает особую нишу среди остальных живых организмов. Его биосоциальная природа обусловлена неразрывной связью с природой и обществом.
ОТЛИЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ОТ ЖИВОТНОГО
Человек |
Животное |
Умеет мыслить и говорить. | Не может членораздельно говорить. |
Изменяет и преобразует окружающую действительность. | Не изменяет окружающий мир, а приспосабливается к нему. |
Не может существовать без удовлетворения духовных потребностей. | Нуждается в удовлетворении исключительно физических потребностей. |
Изготавливает орудия труда для производства материальных благ. | Использует материалы, предоставленные природой. |
Целенаправленно и сознательно использует творческую деятельность. | Не имеет потребности в творческой деятельности. |
Изменяет своё поведение в зависимости от окружающих условий. | Существует в рамках программы, заложенной инстинктами. |
Потребности постоянно растут и изменяются. | Потребности меняются незначительно на протяжении всей жизни. |
БИОЛОГИЧЕСКОЕ В ЧЕЛОВЕКЕ
Антропосоциогенез — параллельное становление человека и общества, в результате которого произошло выделение человека над остальными живыми организмами.
Природное |
Общественное |
Физиологическая составляющая служит биологической основой индивида, влияет на его социализацию, определяет тип нервной системы и склад характера человека. | Стремление личности к изменению своего поведения, что может привести к работе над собственными физиологическими и анатомическими данными и их корректировке. |
СТАДИИ СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
На протяжении своей жизни человек проходит следующие стадии:
Индивид — уникальный представитель homo sapiens (лат. «человек разумный», вид, к которому относится человек, высшая ступень эволюции). Все люди являются индивидами с рождения.
Личность — человек, являющийся субъектом отношений и сознательной деятельности. Содержит в себе устойчивый комплекс социальных свойств индивида, характеризующих его
в обществе. Социально и духовно развитый человек.
Индивидуальность — личность, отделившая себя от остального общества. Уникальность отдельно взятого человека. Включает в себя своеобразие внешнего облика и всех присущих социально значимых черт человека. Психически и личностно неповторимый человек.
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЧЕЛОВЕКА
Формирование личности происходит на протяжении всего существования человека и обуславливается многими факторами, влияющими на скорость и качество этого процесса. Индивид не может стать личностью до тех пор, пока не усвоит традиции, ценности и другие нормы общества. Факторы:
- наследственность;
- воспитание;
- социальное окружение;
- способности, талант;
- историческая эпоха;
- стремление к самосовершенствованию.
ЧЕЛОВЕК КАК ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ
Поскольку для человека характерна постоянная потребность в расширении своих знаний об окружающем мире, он может одновременно выступать и субъектом, и объектом познания.
Человек — объект познания исследует самого себя. Для этого он использует методы:
- самопознание;
- самоанализ;
- самооценка;
- образ «я».
Человек — субъект познания для исследования окружающей действительности использует чувственное и рациональное восприятие:
- в процессе научного познания;
- в процессе воспитания и социализации;
- в процессе трудовой деятельности;
- в процессе творческой деятельности.
Также встречаются случаи пребывания человека одновременно в двух ролях в процессе самонаблюдения. Это возможно в медицине, психологии и методике обучения.
Вы смотрели конспект «Природное и общественное в человеке».
- Вернуться к Списку конспектов по Обществознанию.
- Найти конспект в Кодификаторе ОГЭ по обществознанию.
- Найти конспект в Кодификаторе ЕГЭ по обществознанию.