«Оттепель»

«Оттепель»

Раздел ОГЭ по истории: 3.1.16* «Оттепель». XX съезд КПСС. Н.С. Хрущев.

«Оттепель» — распространенное обозначение перемен в социальной и культурной жизни СССР, наметившихся после смерти И.В. Сталина (5 марта 1953 года). Термин «оттепель» восходит к названию повести И.Г. Эренбурга (1954), опубликованной в журнале «Новый мир».

"Оттепель"

После смерти Сталина наиболее влиятельными фигурами в СССР стали Г.М.Маленков, Н.С.Хрущев и Л.П.Берия. Между ними развернулась борьба за власть.

Стремясь получить поддержку народа, Г.М.Маленков выдвинул программу преобразования народного хозяйства. Л.П.Берия стремился получить чрезвычайные полномочия. С этой целью в марте 1953 г. была проведена амнистия всех заключенных, чей срок заключения не превышал 5 лет. Однако Л.П.Берия и Г.М.Маленков не пользовались популярностью среди своих соратников в высших органах власти. Этим обстоятельством сумел воспользоваться Н.С.Хрущев, который взял ситуацию в свои руки. 

В июле 1953 г. Н.С. Хрущев выступил с обвинениями в национализме и связях с английской разведкой в адрес Л.П.Берии. В декабре 1953 г. суд вынес Берии смертный приговор. 

После избрания Хрущева Первым секретарем ЦК в сентябре 1953 г. в прессе начали появляться статьи о вреде культа личности. По инициативе Н. С. Хрущева был ликвидирован ГУЛАГ. Это явилось первым и важным шагом в процессе десталинизации.

«Оттепель» направлена на демократизацию советского общества — преобразование всех сторон общественной жизни, прежде всего социально-политических отношений , на началах подлинного народовластия и гуманизма, признания приоритета прав человека.

В то же время «оттепель» носила противоречивый, непоследовательный и компромиссный характер.

Основные черты «оттепели»:

  • Разоблачение культа личности И. В. Сталина. Начало десталинизации — процесса освобождения общества от наиболее одиозных черт сталинского режима. Десталинизация носила непоследовательный и неполный характер: не подвергалась сомнению правильность прежней политики партии, оправдывались ограничения демократии и др.
  • Реабилитация (снятие обвинений) жертв сталинских репрессий (примерно 700 тыс. чел.), ликвидация ГУЛАГа. Реабилитация носила неполный характер: не подлежали реабилитации лидеры и участники реальных и придуманных оппозиций
  • Возвращение на историческую родину высланных при Сталине народов и восстановление их автономных образований (балкарский, чеченский, ингушский, калмыцкий и карачаевский народы) (февраль 1957 г). Не восстановлены автономии немцев Поволжья и крымских татар.
  • Расширение прав союзных и автономных республик в вопросах экономики и культуры → правящая элита (высший, привилегированный слой общества) на местах представлена лишь коренными жителями.
  • Стремление достичь в будущем национального единства страны → русификация системы образования → сокращение числа национальных школ → противоречия между центром и республиками.
  • Восстановление коллективности партийного руководства, возобновление регулярности проведения съездов, Пленумов ЦК КПСС. Сосредоточение в руках Н. С. Хрущёва большой власти — являлся Первым секретарём ЦК КПСС (с сентября 1953 г.) и Председателем Совета Министров СССР (с марта 1958 г.) начало формирования режима личной власти
  • Начало демократизации в КПСС и общественных организациях (профсоюзах, ВЛКСМ и др.), ротация (перемещение) кадров. Демократизация была поверхностной, ротация приводила на важнейшие места сторонников Н.С. Хрущёва.
  • Появление художественных и публицистических произведений (И. Г. Эренбург, В. Д. Дудинцев, А. Т. Твардовский, А. И. Солженицын и др.), обозначивших рождение нового направления в советской литературе — обновленческого (возглавил его журнал «Новый мир», главный редактор — А. Т. Твардовский). 1958 г. — специальным постановлением ЦК КПСС сняты обвинения с выдающихся деятелей музыкальной культуры — Д. Д. Шостаковича, С. С. Прокофьева, А. И. Хачатуряна и др. Реабилитация в советской живописи искусства авангарда 1920-х гг. Расширение культурных контактов с зарубежными странами (1957 г.- VI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов в Москве)
  • Появление специальных постановлений ЦК КПСС → установлены пределы «свободы творчества», за которые интеллигенция не могла выходить в критике существующих порядков → «дело писателя Б. Л. Пастернака» (см. с. 211).
  • Проведение регулярных встреч руководства ЦК КПСС с деятелями культуры → партийные указания о форме и содержании художественного творчества. Регулярная резкая критика за «идеологическую сомнительность» писателей (Д. А. Гранин, К. Г. Паустовский и др.), поэтов (А. А. Вознесенский, Е. А. Евтушенко и др.), скульпторов (Э. И. Неизвестный), художников (Р. Р. Фальк и др.), режиссёров (М. М. Хуциев и др.).
  • Конец 1950-х гг.— новая волна «борьбы с пережитками прошлого» → антирелигиозная кампания:
    • — деятельность Русской Православной Церкви и других конфессий поставлена под контроль местных органов власти;
    • — уничтожение храмов (численность православных приходов за 1953—1963 гг. сократилась более чем вдвое)

Конспект урока по истории «Оттепель». Выберите дальнейшее действие:

 

Похожие записи

Форма для написания комментария

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки комментариев: от 1 часа до 3 дней