Становление древнерусской культуры

Становление древнерусской культуры

Ключевые слова конспекта: культура народов нашей страны с древнейших времён до конца XVII в.; формирование древнерусской культуры; письменность; архитектура. Раздел ОГЭ по истории: 1.5.1* Становление древнерусской культуры: фольклор, письменность, живопись, зодчество.

Древнерусская культура (от лат. cultura — возделывание) — культура Руси в период Древнерусского государства с момента его образования до монгольского нашествия. Особенности древнерусской культуры:

  • Часть европейской культуры.
  • Господство религиозного мировоззрения.
  • Накопление знаний.
  • Общая замедленность темпов культурного развития, характерная для средневековой традиционной культуры.
  • Влияние других культур.

Фольклор

древнерусский фольклор

Письменность. Литература

Для Киевской Руси был характерен высокий уровень культуры. Славянская письменность, созданная Кириллом и Мефодием во второй половине IX в., уже в X в. распространилась на Руси. Так, договор 911 г. между Олегом и Византией был написан на двух языках — греческом и славянском. К середине X в. относится и первая надпись кириллицей на найденном во время раскопок в Гнездове (под Смоленском) обломке горшочка. В начале XI в. грамотность уже проникает в среду феодалов. Так, Ярослав Мудрый создал княжеские мастерские по переписыванию книг и переводу с греческого языка на русский. Еще раньше Владимир инициировал создание школ для боярских детей и детей дружинников.

Становление древнерусской культуры. Письменность

Умение читать и писать в Киевской Руси считалось престижным. Недаром летописец отмечает любовь к чтению как положительную черту Ярослава. Его дочь Анна, королева Франции, умела читать и писать (сохранилась ее подпись), в отличие от своего мужа, французского короля, ставившего вместо подписи крест.

Подлинный гимн знанию, культуре можно найти в «Поучении» Владимира Мономаха. Убеждая своих детей не лениться, Владимир Мономах советует им не забывать того доброго, что они умеют, а чего не умеют, «тому учитесь», ставя в пример своего отца, который знал пять иностранных языков.

О широком распространении грамотности на Руси свидетельствуют владельческие записи на шиферных пряслицах, кувшинчиках и других ремесленных изделиях XI—XII вв., колодки с именами заказчиков, надписи на стенах церквей, новгородские берестяные грамоты, содержащие записи для памяти и письма, начиная с XI в.

К XI в. относятся первые дошедшие до нас русские книги. Материал для книг — пергамент — специально выделанная кожа, обычно телячья, был очень дорог. Дороговизна материала побуждала писцов к особо тщательной, медленной работе. В древнерусских рукописях каждая буква не столько выписана, сколько нарисована по строгим правилам — уставу. Отсюда и название основного типа русского письма XI—XIII вв. — устав. Заказчиками книг могли быть только очень богатые люди, поэтому не жалели средств на украшения, великолепные иллюстрации, заставки разных цветов с использованием золота, изысканные и затейливые инициалы. Среди древнейших дошедших до нас русских рукописей — «Изборники» 1073 и 1076 гг., сделанные для сына Ярослава Мудрого князя Святослава. В «Изборниках» были собраны разнообразные произведения — религиозные, философские, поучительные и т. д.

К XI в. относится зарождение русской литературы. В первой половине XI в. возникло русское летописание. Древнейшая дошедшая до нас летопись — «Повесть временных лет» — была создана около 1113 г. монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. Основная идея «Повести временных лет» глубоко патриотична — единство русской земли. Нестор был одним из крупнейших древнерусских писателей. Ему принадлежит «Житие» основателя Киево-Печерского монастыря Феодосия, наполненное множеством реалистических бытовых деталей. Другое произведение Нестора — одно из первых житий Бориса и Глеба «Чтение о житии и о погублении» этих князей.

Подъем национального чувства ярко проявился в деятельности Илариона, первого киевского митрополита — русского, а не византийца по происхождению. В своем «Слове о Законе и Благодати» (ок. 1049 г.) он восхваляет не только князя Владимира, крестившего Русскую землю (основная задача произведения), но и всю Русскую землю. Не только христианин Владимир, но и язычники Игорь и Святослав прославляются им как мужественные воины, известные во многих странах.

Новый жанр представлял собой «Хождение» игумена Даниила — описание его путешествия в Палестину, совершенного в 1106—1108 гг. Автор подробно описывает природу Палестины, христианские реликвии. В своих описаниях он стремится к особой точности, приводя в саженях и даже пядях размеры тех или иных сооружений. Даниил чувствовал себя в Палестине представителем всей Руси, от имени Русской земли он поставил свое «кандило» у «гроба Господня».

Архитектура (зодчество)

К сожалению, памятники древнерусского деревянного зодчества до наших дней не сохранились. Каменное строительство началось на Руси в конце X в., после принятия христианства. На Руси не было еще опыта возведения каменных построек, потому первые сооружения из камня были возведены приезжими византийскими мастерами. Уже в 989 г. князь Владимир заложил в Киеве храм Успения Богородицы, так называемую Десятинную церковь. Десятинной она называлась потому, что на ее содержание была отпущена церковная десятина, т. е. десятая часть доходов князя. Строительство было завершено в 996 г. Византийскими архитекторами ок. 1037 г. был построен сохранившийся до наших дней Софийский собор в Киеве. Софийский собор — замечательный памятник не только зодчества, но и изобразительного искусства. Великолепные мозаики прекрасно сохранились во внутренних помещениях собора. Здесь изображены семья Ярослава Мудрого, бытовые сцены (борьба ряженых, охота на медведя и т. д.).

древнерусское зодчество

Киев окружали деревянно-земляные укрепления, однако в деревянной стене были построены в 30-х гг. XI в. каменные Золотые ворота с надвратной церковью Благовещенья, украшенной и мозаикой, и фресками. Остатки ворот сохранились до наших дней. В XI в. были построены каменные храмы в Полоцке, Чернигове, Вышгороде, киевских монастырях — Выдубицком и Киево-Печерском.

Самым замечательным из этих произведений искусства является Софийский собор в Новгороде (1045—1050 гг.). В архитектурном облике Новгородской Софии угадываются некоторые черты будущего новгородского архитектурного стиля. Этот храм значительно строже киевского. Гораздо мощнее несколько мрачноватые стены, сложенные не из кирпича, а из местного известняка. В интерьере нет ярких мозаик, а только фрески, более суровые и спокойные. София стала символом Великого Новгорода.

архитектура

Живопись

древнерусская живопись


Конспект урока по Истории России «Становление древнерусской культуры».

Следующая тема: «Летописание. Андрей Рублев. Книгопечатание. Иван Федоров».

 

Похожие записи

Форма для написания комментария

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки комментариев: от 1 часа до 3 дней