Деятельность: структура и классификация

Деятельность

Раздел ЕГЭ: 1.5. Мышление и деятельность

Человеку свойственно преобразовывать и подчинять окружающий мир в соответствии со своими внутренними установками. При этом индивид взаимодействует с природой и другими живыми существами.

Деятельность — целенаправленный процесс, ориентированный на познание и изменение окружающего мира человеком, а также на преобразование самого себя.

Дeятeльнoсть человека является ключевым условием развития общества, а также самореализации индивида.

СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Деятельность включает в себя обязательные компоненты, без которых невозможно её осуществление.

Субъект деятельности – это кто осуществляет. Объект — на что направлена деятельность.

Выяснив кем, где и зачем будет осуществляться деятельность, нужно определить структурные элементы для её исполнения.

Например, абитуриент поставил себе ЦЕЛЬ: поступить в вуз. Он должен пройти следующие стадии:

  • Средства достижения. Как будет достигаться цель, с помощью чего. Нужно усердно готовиться, приобрести необходимую литературу, успешно сдать ЕГЭ.
  • Действия. Практические шаги к достижению окончательной цели деятельности. Абитуриент каждый день по часу читает учебники обществознания и русского языка, один раз в неделю ходит к репетитору по биологии, сдаёт репетиционный ЕГЭ.
  • Результат. Конечный итог, соответствующий первоначально поставленной цели или отклоняющийся от неё. Поступление (непоступление) в вуз.

КЛАССИФИКАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Поскольку свобода каждого человека определяется им самим и его внутренними установками, деятельность, которую он осуществляет для удовлетворения своих потребностей, также многогранна. Во главе всей деятельности стоят интересы людей. Существует разделение по основным признакам деятельности в соответствии с её конечной целью.

  • Практическая
    • Материально-производственная. Преобразование человеком природы и её объектов
    • Социально-преобразовательная. Влияние человека на общество
  • Духовная
    • Познавательная. Искусство и наука
    • Ценностно-ориентированная. Формирование мировоззрения
    • Прогностическая. Предсказание изменения действительности, планирование

Также вся деятельность бывает двух видов:

  • созидательной (посадить дерево);
  • разрушительной (мусорить в лесу).

По ведущему процессу деятельность подразделяют на три основных вида.

  • Трудовая. Преобразование природы для создания материальных благ. Характеризуется производительностью, эффективностью и уровнем разделения труда.
  • Игровая. Направлена на развлечение и отдых. Древнейшая форма самообучения и развития человека. Характеризуется существованием правил, условной ситуацией, использованием предметов.
  • Творческая. Направлена на преобразование окружающей действительности согласно своим целям, желаниям и потребностям. Характеризуется наличием воображения, фантазии и интуиции.

Вы смотрели конспект «Деятельность»

 

Похожие записи

Форма для написания комментария

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки комментариев: от 1 часа до 3 дней