Рынок и рыночный механизм
Рынок и рыночный механизм
Код ОГЭ: 3.6. Рынок и рыночный механизм.
Раздел ЕГЭ: 2.4. Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение
С появлением денежного обмена появляется рынок — место, на котором происходят процессы купли и продажи. В экономике это понятие имеет расширенное значение.
Рынок — совокупность процессов и процедур, обеспечивающих обмен между покупателями (потребителями) и продавцами (поставщиками) отдельных товаров и услуг. Один из главных критериев рынка — свобода действий участников, что обеспечивает наличие конкуренции. Чем больше число независимых участников, тем выше конкурентность рынка. Крайности несовершенной конкуренции: монополия (рынок с одним продавцом и несколькими покупателями) и монопсония (рынок одного покупателя и нескольких продавцов).
Рыночный механизм – это механизм формирования цен и распределения ресурсов, взаимодействия субъектов рынка по поводу установления цен, объема производства и реализации товаров. Основными элементами рыночного механизма считаются спрос, предложение, цена и конкуренция. Короткое определение: рыночный механизм представляет собой механизм взаимосвязи основных элементов рынка: спроса, предложения и цены.
ПРИЗНАКИ РЫНКА
1. Доминирование частной собственности при равноправии форм собственности. Рынок порождён именно частной собственностью и без неё он немыслим. Законодательство РФ не предоставляет этой форме собственности каких-то особых преимуществ по сравнению с другими.
2. Максимальная свобода хозяйственной деятельности. Каждый производитель свободен производить всё, что ему кажется выгодным и перспективным (кроме того, что запрещено законом). Продавцы свободны в выборе товара и места торговли
3. Активный учёт спроса и предложения.
Спрос — это желание и возможности потребителя приобрести конкретный товар или получить услугу. Величина спроса — количество товаров, которое люди хотят и могут купить по данной цене в данном месте и в данное время.
Предложение — это желание и возможности производителя продать конкретный товар или услугу. Величина предложения — количество товаров, которое продавцы готовы продать по той или иной цене в данном месте и в данное время.
Производитель выпускает продукцию, которая пользуется спросом у потребителя
4. Конкуренция (от лат. concurentia — сталкиваться, состязаться) — экономическое соперничество участников хозяйственной деятельности в борьбе за достижение лучших результатов. Она осуществляется на всех уровнях:
- среди производителей идёт бесконечное соревнование за максимальный рост объёма производства, опережающее снижение затрат, повышение качества продукции;
- среди потребителей соревнование идёт за наиболее выгодное размещение своих доходов: выбрать товар или услугу лучшего качества и по более низкой цене;
- продавцы и покупатели соревнуются за наибольшее влияние на величину розничных цен: продавцы хотят продать товар подороже, покупатели заинтересованы в том, чтобы купить товар подешевле.
Благодаря конкуренции производители вынуждены изыскивать способы производства товаров с минимальными затратами, по минимальной цене и как можно лучшего качества.
5. Свободное образование цен (ценообразование).
Цена — это то количество денег, которое покупатель готов заплатить, а продавец желает получить за определённый товар (а точнее, за его единицу). Результаты деятельности людей, предприятий, государства оцениваются по ценам реального спроса, а не по ценам, назначаемым государственными органами.
Цены диктует рынок, исходя из соотношения спроса (потребители, покупатели) и предложения (производители, продавцы) и необходимости получения прибыли (Прибыль — превышение выручки от продаж товаров над общей суммой затрат на их изготовление и продажу).
Спрос находится в обратной зависимости от цены: чем выше цена единицы товара, тем меньше спрос на данный товар. Предложение находится в прямой зависимости от цены: чем выше цена единицы товара, тем больше товара производители согласны произвести и продать.
Ситуация на рынке, когда продавец может и хочет продать ровно столько товара и по такой цене, сколько покупатель захочет и сможет купить за эту цену, называется рыночным равновесием, а цену, по которой заключается реальная сделка, — равновесной ценой. Равновесная цена становится важным ориентиром для производителей, подсказывая им, что и при каких ценах может быть куплено на рынке и что, следовательно, можно производить.
КЛАССИФИКАЦИИ РЫНКОВ
1. По действующему законодательству.
Легальный (законный ).
Нелегальный ( теневой)
2. По степени регулируемости.
Регулируемый (который контролируется государством).
Нерегулируемый (в который не вмешивается государство или другой субъект экономической деятельности).
3. По видам товаров и услуг.
- Потребительский (на котором происходит обмен промышленными и продовольственными товарами, бытовыми и коммунальными услугами).
- Средств производства (на котором объектом купли-продажи оказываются природные ресурсы, орудия труда).
- Интеллектуальных продуктов и информации (на котором реализуются высокие технологии, продукты духовной деятельности: знания, книги, произведения искусства и т. д.).
- Труда (на котором каждый человек может продать свои трудовые способности).
- Финансовый (на котором функционируют деньги, иностранная валюта, ценные бумаги, а также инвестиции (от лат. investire — облачать), т. е. долгосрочные вложения).
- Жилья и прочих сооружений (к которому не относятся сооружения производственного назначения).
4. Пространственный признак (масштабность).
Мировой (охватывает всю сферу обмена товарами, услугами, трудовыми ресурсами и капиталом, т. е. всю сферу обмена, который осуществляется между странами).
Межнациональный (объединяет несколько стран).
Национальный (внутренний) (ограничивается пределами государства).
Региональный (представляет собой относительно самостоятельную часть внутреннего рынка)
5. По типу конкуренции (конкурентных рынков).
- Совершенная (чистая, свободная) конкуренция — рынок, на котором многочисленные, независимо действующие производители продают идентичную (стандартизированную) продукцию, причём ни один из них не в состоянии контролировать розничную цену
- Монополистическая (от гр. monos — один, единственный, poleo — продаю) конкуренция — рынок, на котором многочисленные продавцы продают схожие, но не идентичные товары
- Олигополия (от гр. oligos — несколько, poleo — продаю) — рынок, на котором господствуют несколько крупных фирм, т. е. несколько продавцов противостоят множеству покупателей
- Чистая монополия — рынок, на котором есть только один продавец, т. е. один продавец противостоит множеству покупателей.
Различия между типами конкурентных рынков
ФУНКЦИИ РЫНКА
- Стимулирующая — рынок способствует повышению качества и количества производимого продукта или услуг, а также рациональному использованию имеющихся ресурсов. Данная функция может быть трёх видов:
- ценообразующей — в зависимости от количества конкурентов, спроса и предложения формируется цена;
- распределительной — распределение материальных благ между людьми и организациями;
- санитарной — отсеивание слабых и неконкурентоспособных предприятий, устаревшего производства.
- Информационная — рынок даёт необходимую информацию о протекающих внутри него событиях.
- Посредническая — рынок помогает отдельно взятым производителям осуществлять обмен продукцией и услугами.
НЕГАТИВНЫЕ СТОРОНЫ РЫНКА
- отсутствие стимулирования крупных проектов, которые не могут принести быстрой выгоды;
- рынок не способен обеспечить фундаментальных научных исследований;
- отсутствие заинтересованности рынка в развитии и стимулировании производства общественных благ (культуры, образования);
- рынок способствует растрате невосполнимых природных ресурсов, сочетаясь с отсутствием плана и способов защиты природы.
РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ГОСУДАРСТВОМ
В настоящее время в большинстве стран используется государственное вмешательство в дела рынка, направленное на минимизацию отрицательного воздействия. Государственная политика регулирования рынка осуществляется через:
- право — государство регулирует порядок отношений между участниками рынка;
- финансы — государство устанавливает налоги и пошлины, а также предлагает субсидии (помощь);
- деньги — государство контролирует экономическую стабильность.
Вы смотрели конспект «Рынок и рыночный механизм». Выберите дальнейшее действие:
- Вернуться к Списку конспектов по Обществознанию.
- Найти конспект в Кодификаторе ОГЭ по обществознанию.
- Найти конспект в Кодификаторе ЕГЭ по обществознанию.