Примеры природных сообществ
Примеры природных сообществ
ОГЭ 2.2. Природное сообщество. Взаимосвязи организмов в природных сообществах. Пищевые связи в сообществах. Пищевые звенья, цепи и сети питания. Производители, потребители и разрушители органических веществ в природных сообществах. Примеры природных сообществ (лес, пруд, озеро и др.)
Кодификатор ОГЭ биология Все конспекты по биологии
Начальные сведения о природных сообществах (биогеоценозах), видах, популяциях, биоценозе, экосистемах, о различиях и схожести всех этих понятий читайте в конспекте «ПРИРОДНОЕ СООБЩЕСТВО». Классификацию типов связей между организмами, виды биотических связей читайте в конспекте «ВЗАИМОСВЯЗИ ОРГАНИЗМОВ В ПРИРОДНЫХ СООБЩЕСТВАХ». Про структуру природных сообществ (ярусность, мозаичность), экологическую нишу, биотическую среду, функциональные группы организмов, пищевые (трофические) связи, пищевые звенья, цепи и сети питания читайте в конспекте «ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ СООБЩЕСТВ».
Природное сообщество (биогеоценоз, экосистема) — это совокупность живых организмов и условий абиотической среды. Важным признаком биогеоценоза является круговорот веществ и поток энергии. Внутри биогеоценоза создаётся неповторимая внутренняя среда обитания, в создании которого принимают участие сами организмы, которую называют биотопом (местообитанием).
Естественные природные сообщества — это лес, луг, болото, озеро, степь. Они возникают в итоге естественных процессов, независимо от человека. Естественные природные сообщества устойчивы, они длительное время занимают территорию, на которой сформировались. В естественных биогеоценозах всегда большое количество разных видов живых организмов. Поэтому они являются устойчивыми.
Искусственные природные сообщества созданы человеком. К ним относят поля, сады, огороды, парки, скверы, пруды. Природные сообщества, созданные усилиями человека, обычно называют агроценозами (от греч. агрос — «поле») или культурными биоценозами.
В открытом банке ФИПИ мы нашли 186 вопросов, которые можно отнести к линиям №19 «Экосистема. Экологическое описание вида», №20 «Пищевые цепи» и №21 «Биотические отношения между организмами». В заданиях повторяется семь видов природных сообществ: дуб, тундра, опушка, море, сосна, пруд, тайга, пустыня. Примеры отдельных заданий можно посмотреть в разделе «Подготовка к ОГЭ по биологии».
Экосистема Дубрава (широколиственный лес)
Дубрава (Дуб) — естественное природное сообщество. Доминирующим видом является дуб, содоминантами— липа, реже клен и ясень. Они образуют ярус А. Ярус В составляют черемуха, подрост деревьев, орешник, ива (обычно по опушкам). В кустарниково-травянистом ярусе преобладают бересклет, жимолость; сныть, пролесник, зеленчук, черемша. В заданиях ОГЭ на примере представленной картинки делаются следующие выводы:
Три характеристики, которые можно использовать для экологического описания:
– короеда дубового заболонника: стволовой вредитель, консумент первого порядка, растительноядный организм (№ E491DE).
– дуба: продуцент, растение первого яруса, жизненная форма – дерево (№ 0C0ECB).
– лисицы: хищное животное, консумент второго и третьего порядков, активный охотник (№ CE3246).
– личинки зелёной дубовой листовёртки: листовой вредитель, консумент первого порядка, растительноядный организм (№ A8A57C).
ястреба: хищная птица, консумент второго и третьего порядков, дневной охотник (№ 194BB5).
зяблика: продуцент, консумент второго порядка, обитает в кроне деревьев (№ 469875).
личинки дубового бражника: листовой вредитель, консумент первого порядка, растительноядное животное (№ 7117F9).
Правильные пищевые цепи:
– кора и древесина дуба → короед → пёстрый дятел → ястреб-перепелятник (№ 354E05).
– навоз → жук-навозник → садовая славка → ястреб-перепелятник (№ A3DED6).
Пищевая цепь из четырёх организмов, в которую входит
– лисица, начиная с продуцента: РПНМ (№ A85F52).
– зяблик, начиная с продуцента: РВЕА или РЗЕА или РБЕА. (№ 024D9C)
– дятел, начиная с продуцента: РЗИМ или РЗИА (№ 294747).
– куница, начиная с продуцента: РЗИО (№ 2DF4BE).
– короед дубовый заболонник, начиная с продуцента: РЗИМ или РЗИА или РЗЕА или РЗГА (№ E4C1EC).
– мышь, начиная с продуцента: РПНМ (№ F374E1).
– зелёная дубовая листовёртка, начиная с продуцента: РВГА или РВЕА (№ 418CD1).
Соответствие между характеристиками и функциональными группами:
А) образуют органические вещества из неорганических – производители,
Б) усваивают готовые органические вещества – потребители,
В) используют солнечную энергию для синтеза органических веществ – производители,
Г) принадлежат к растительноядным животным – потребители,
Д) являются первым звеном цепи питания – производители (№ 48D054)
Биотические отношения между организмами экосистемы дубового леса:
– Если в течение нескольких лет наблюдалось уменьшение численности ястребов, то: численность белок – не изменится, численность зябликов – увеличится (№ FA05BF)
– Если в течение нескольких лет наблюдалось увеличение численности зелёной дубовой листовёртки, то численность мышей – не изменится, численность зябликов – увеличится. (№ 745B0C)
– Если в течение нескольких лет наблюдалось увеличение численности мышей, то численность куниц – увеличится, численность дубовых бражников – не изменится (№ D7D0C3).
– Если в течение нескольких лет наблюдалось уменьшение численности лисиц, то численность зелёных дубовых листовёрток – не изменится, численность белок – увеличится (№ 2FF793).
– Если в течение нескольких лет наблюдалось увеличение численности белок, то численность мышей – не изменится, численность лисиц – увеличится (№ DC1570)
– Если в течение нескольких лет наблюдалось сокращение численности зябликов, то численность дубовых бражников – увеличится, численность ястребов – уменьшится (№ 009B73).
Экосистема Пруд
Пруд — это искусственное водохранилище, искусственное природное сообщество. Видовое разнообразие, как и у всех водоемов со стоячей водой, невелико. Самые мелкие живые организмы пруда – инфузории, циклопы, коловратки и дафнии. Это самые примитивные потребители. Они питаются бактериями и органическими разложениями. Затем идут насекомые, личинки которых следует отнести к разрушителям. Это комары, жуки и так далее. Органическими остатками на «дне» питаются ракообразные, не брезгуют и некоторые виды рыб. Например: сом. Рыбы – судак, щука, карась, карп, красноперка и другие стоят на следующей ступени пищевой цепи. На самой вершине трофической цепи находятся водоплавающие птицы. Такие как: гусиные и утиные, цапли и выпи, курочки и кулики, выдры и нутрии. К экосистеме пруда можно отнести несколько видов пресмыкающихся и земноводных: уж, гадюка, лягушка, черепаха. Замыкают кругооборот органических веществ – сапрофитные бактерии, грибы и черви, которые преобразовывают их в неорганические. От них зависит чистота и прозрачность воды.
Три характеристики, которые можно использовать для экологического описания
– плавунца: обитает в толще воды, хищник, консумент второго и третьего порядков (№ 916B48)
– окуня: пищевой конкурент личинки стрекозы, консумент второго или третьего порядков, обитатель толщи воды (№ 4A2C59).
– сома: хищник, консумент второго и третьего порядков, ведёт придонный образ жизни (№ 2338C8).
– личинки стрекозы: хищник, консумент второго и третьего порядков, пищевой конкурент окуня (№ A23BCE).
– карася: питается мелкими планктонными организмами, консумент первого и второго порядков, обитает в толще воды (№ 72785D).
Пищевая цепь из четырёх организмов, в которую входит
– сом, начиная с продуцента: НКМТ или ЛКМТ или ЛЗМТ или ЛГЖТ (№ B5B89A),
– прудовик, начиная с продуцента: НПРБ (№ 6E18A4),
– водомерка, начиная с продуцента: ЛЗВЖ (№ BD14C5),
– личинка стрекозы, начиная с продуцента: ЛЗМТ или ЛКМТ или ЛГМТ. (№ 969D68),
– плавунец, начиная с продуцента: ЛЗВЖ или ЛГЖТ (№ 0C683D).
Биотические отношения между организмами экосистемы пресного водоёма:
– если в течение нескольких лет наблюдалось увеличение численности цапель, то Численность прудовиков – не изменится , Численность карасей – уменьшится (№ C0E7C3).
– если в течение нескольких лет наблюдалось уменьшение численности зоопланктона, то Численность раков – не изменится , Численность водомерок – уменьшится (№ 3D48AE).
– если в течение нескольких лет наблюдалось увеличение численности плавунцов, то Численность окуней – не изменится, Численность водомерок – уменьшится (№ 53F605).
– если в течение нескольких лет наблюдалось увеличение численности личинок стрекоз, то Численность головастиков – уменьшится, Численность сомов – увеличится (№ B0B844).
– если в течение нескольких лет наблюдалось сокращение численности карасей, то Численность окуней – уменьшится, Численность плавунцов – не изменится (№ 2EC7F8).
Экосистема Луг
Луг (нет в ОГЭ) — естественное природное сообщество. Объединение организмов с преобладанием многолетних трав. Чаще всего в лугах преобладают злаковые (тимофеевка, ежа, мятлик, ковыль) и разнотравные растения при достаточном увлажнении почвы. Различают пойменные луга (находятся вдоль рек). Также существуют суходольные луга, формирующиеся в виде лесных полян и каких – либо безлесных долин. Высоко в горах могут существовать так называемые альпийские луга.
На лугах практически невозможно встретить деревья и кустарники. Это связано с тем, что верхний слой почвы богат перегноем и хорошо впитывает влагу. Чтобы эту влагу добывать, травянистая растительность на лугу имеет неглубокие, но широко простирающиеся корни. Именно этот слой не позволяет росткам деревьев прорасти. Много на лугу и ярких растений: колокольчик, нивяник, клевер, цикорий, василёк. Своим ароматом луговые цветы привлекают множество насекомых-опылителей.
Животный мир представлен насекомыми: кузнечики, пчёлы, шмели, жуки, муравьи, бабочки (махаон, зорька, голубянка, крапивница, павлиний глаз). На лугу гнездятся и находят корм многие птицы: перепел, трясогузка, жаворонок, бекас и хищница пустельга. В основном на лугу обитают мелкие животные, их трудней заметить: кроты, полёвки, землеройки, зайцы. Встречаются здесь земноводные и пресмыкающиеся: лягушки, ящерицы, змеи. Растениями также питается и опасное насекомое-вредитель — саранча. Насекомые — пища для птиц, лягушек, а также землероек и кротов. Мелкие млекопитающие и змеи становятся добычей хищных птиц: ястреба, пустельги, канюка.
Это конспект по биологии для 5-9 классов по теме «Примеры природных сообществ». Выберите дальнейшие действия:
- Вернуться к Списку конспектов по Биологии.
- Найти конспект через Кодификатор ОГЭ по биологии
- Найти конспект через Кодификатор ЕГЭ по биологии