Нововведения в оценивании второй части ЕГЭ по биологии
Трудные вопросы ЕГЭ по биологии и ошибки учащихся
Кандидат педагогических наук, профессор МИОО Георгий Лернер представляет разбор сложных экзаменационных заданий по биологии и распространенные ошибки учащихся в них, а также дает общие рекомендации по подготовке к ЕГЭ. 27 марта 2019
Источник: https://rosuchebnik.ru/material/trudnye-voprosy-ege-po-biologii-i-oshibki-uchashchikhsya/
Нововведения в оценивании второй части ЕГЭ по биологии
- Задание 23. Содержит от 3 до 4 критериев. Если ответ включает в себя все названные элементы, полагается 3 балла.
- Задание 26. Это задание, посвященное темам «эволюция» или «экология», подразумевает от 3 до 6 элементов ответа. Чтобы получить 3 балла, нужно осветить не менее 4 критериев (иногда не менее 5).
- Задание 27. Содержит от 3 до 4 критериев. Четвертым элементом, как правило, является объяснение. Если ответ включает в себя все (3 или 4) названные элементы, полагается 3 балла.
Советы педагогу
- Научите ребят определять количество критериев в вопросе. В формулировке обязательные элементы ответа не всегда могут быть очевидны.
- Объясните, что ответы не должны быть бытовыми.
- Напомните, что в заданиях на поиск ошибок утверждения не исправляются путем простого отрицания.
- Повторите с учениками принципы оформления решений задач по генетике (правила прописаны в учебниках).
- Обратите особое внимание на вопросы 19, 20, 21 первой части. Даже «сильные» дети, олимпиадники, делают ошибки в этих простых заданиях из-за невнимательности и неумения анализировать задачу. А чтобы подготовиться к ЕГЭ по биологии основательно и свести вероятность ошибки к минимуму, можно заглянуть в Справочник, выпущенный специально для подготовки к итоговому испытанию.
Тема: Биология как наука
1) Каким методом и в какой фазе деления изучается кариотип человека? Что выясняется этим методом?
Элементы ответа
- Метод цитогенетический (микроскопия); фаза, в которой хорошо видны хромосомы — метафаза.
- Этим методом определяют наличие хромосомных или геномных мутаций и наличие (или отсутствие) наследственных заболеваний.
Комментарий. Тема «методы исследования» достаточно трудна для усвоения выпускниками. Именно поэтому необходимо обращать внимание на точность формулировки.
Ответ выпускника № 1
- Этот метод генетический. 2. С его помощью можно посчитать количество мутаций и узнать пол человека.
Комментарий. Оценка экспертов – 0 и 1 балл. Сказано про пол.
Ответ выпускника № 2
- Этот метод микроскопический. 2. С его помощью рассматривают строение хромосом в метафазе.
Комментарий. Оценка экспертов – 1 балл. Названы метод и фаза деления клетки.
2) В чем заключается суть метода микроклонального размножения растений?
Элементы ответа
- Этот метод применяется для выращивания культур клеток и тканей растений.
- Некоторое количество клеток помещают в питательную среду и выращивают определенное время.
- При добавлении гормонов, обеспечивающих рост и дифференцировку клеток, получают рассаду растений, которые потом высаживают на поля.
Ответ выпускника
- Этим методом размножают растения. 2. Их выращивают из кусочков ткани (каллус). 3. Выращенные саженцы высаживают на поля.
Комментарий. Оценки экспертов – 1 и 2 балла. Ответ не содержит биологических ошибок, но он не проясняет сути метода: не сказано о необходимости специальной среды для выращивания, об обработке культуры гормонами, дифференцировке клеток и формировании полноценного растения.
3) Какие методы исследования позволили экспериментально доказать, что ДНК реплицируется полуконсервативным путем?
Элементы ответа
- Применялись методы меченых атомов и центрифугирования.
- Полуконсервативный способ репликации ДНК был доказан с помощью изотопа N15 и последующего разделения смеси ДНК на две фракции с двумя изотопами азота и N14.
Ответ выпускника № 1
- Применялся биохимический метод. 2. Этим методом доказали, что ДНК реплицируется.
Комментарий. Оценка экспертов – 0 баллов. Ответ содержит ошибки и не отвечает смыслу вопроса.
Ответ выпускника № 2
- Применялся метод центрифугирования смеси молекул ДНК. 2. Было выделено два вида ДНК: старая и новая.
Комментарий. Оценка экспертов – 1 балл. Выпускник указал второй из методов исследования (центрифугирование) и пояснил, что была старая и новая ДНК. Ответ неполный. Не указан ни метод меченых атомов, ни его суть в данном эксперименте.
Тема: Клетка как биологическая система
4) Какие особенности строения молекулы воды обеспечивают выполнение ее функций в организме?
Элементы ответа
- Полярность молекул воды определяет ее функции растворителя солей, кислот и других гидрофильных соединений, входящих в состав слизей, секретов.
- Наличие водородных связей определяет ее теплопроводность, плотность.
Комментарий. Приведенные примеры ответов не являются единственно возможными. Важно, чтобы ответ не искажал смысла вопроса и не содержал биологических ошибок.
Ответ выпускника № 1
- Вода – хороший растворитель. 2. Вода замерзает при 0 градусов.
Комментарий. Оценка экспертов – 0 баллов. Нет связи между строением и функциями воды.
Ответ выпускника № 2
- Молекулы воды полярны, поэтому в ней гидрофильные вещества диссоциируют на ионы. 2. Вода имеет три агрегатных состояния и может обладать разными свойствами.
Комментарий. Оценка экспертов – 1 балл. Второй ответ не соответствует смыслу вопроса
5) Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, объясните их.
(1)Белки — это нерегулярные биополимеры, мономерами которых являются нуклеотиды. (2)Остатки мономеров соединены между собой пептидными связями. (3)Последовательность мономеров, удерживаемая этими связями, формирует первичную структуру белковой молекулы. (4)Следующая структура — вторичная, удерживается слабыми гидрофобными связями. (5)Третичная структура белка представляет собой скрученную молекулу в виде глобулы (шара). (6)Удерживается такая структура водородными связями. (7)Четвертичная структура представлена комплексом глобул, находящихся в третичной структуре.
Элементы ответа.
- Ошибки допущены в предложениях 1, 4, 6.
- 1 — Мономерами белков являются аминокислоты.
- 4 — Вторичная структура удерживается водородными связями.
- 6 — Третичная структура белка удерживается ковалентными дисульфидными, ионными, гидрофобными и другими связями.
Ответ выпускника
Ошибки допущены в предложениях 1, 4, 6. 1 — Мономерами белков нуклеотиды не являются. 4 — Вторичная структура удерживается водородными связями. 6 — Третичная структура не удерживается водородными связями.
Комментарий. Оценка экспертов – 1 балл. Балл получен за второй критерий. Остальные предложения исправлены неверно простым отрицанием «не».
6) Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, и объясните их.
(1)Быстрое протекание химических реакций в организме обеспечивают ферменты. (2)Один фермент катализирует несколько разных реакций. (3)Так, например, фермент, расщепляющий белки, может расщеплять и жиры. (4)По химической природе ферменты — это только белковые молекулы. (5)Они (ферменты) не изменяются по своему химическому составу в результате реакции. (6)Каждая молекула фермента может осуществлять несколько тысяч операций в минуту. (7)Активность ферментов зависит от его количества, температуры, и рН-среды.
Элементы ответа
- Ошибки допущены в предложениях 2,3,4
- 2 — Каждый фермент катализирует одну определенную реакцию.
- 3 — Фермент, расщепляющий белок, не взаимодействует с жирами. Ферменты специфичны по отношению к субстрату.
- 4 — Ферменты могут быть образованы комплексами с небелковыми компонентами — витаминами, металлами.
Ответ выпускника
Ошибки допущены в предложениях 1, 2, 5. 1 — Ферменты и гормоны расщепляют химические вещества. 2 — Один фермент — одна реакция. 5 — В результате реакции фермент разрушается и на его место приходит новый.
Комментарий. Оценки экспертов 0 и 1 балл. Исправление ошибки во втором предложении может быть истолковано экспертами по-разному. Главное слово в задании: разные. Выпускник написал «одна», а не несколько. Может возникнуть вопрос: всего одна или один тип реакций (что имел в виду выпускник?).
7) Какими путями вещества могут поступать в клетку?
Элементы ответа
Вещества могут поступать в клетку путем:
- диффузии и осмоса по градиенту концентрации;
- активного ионного транспорта (калий-натриевый насос) или с участием транспортных белков;
- фагоцитоза и пиноцитоза.
Ответ выпускника
- Вещества поступают в клетки через кровь, путем инъекций. 2. Из внешней среды путем пиноцитоза и фагоцитоза. 3. В процессе дыхания — кислород в ткани, а углекислый газ из тканей.
Комментарий. Оценка экспертов 1 балл. На апелляции возможно отстоять еще один балл: выпускник, по существу, ответил правильно, обозначив пути проникновения веществ в клетку. Однако — не понял вопроса. Более точными были бы вопросы: «Какими способами вещества поступают в клетку из внешней среды?», «Какие „механизмы“ обеспечивают поступление веществ в клетку?», «Какими путями вещества проникают в клетку через клеточную мембрану?».
8) В аппарате Гольджи различают два полюса. Один расположен ближе к эндоплазматической сети, другой – к цитоплазматической мембране. Как такое положение связано с функциями органоида? Для каких клеток это может быть наиболее характерно?
Элементы ответа
- Аппарат Гольджи накапливает вещества, синтезируемые на эндоплазматической сети.
- В мембранных пузырьках синтезированные вещества направляются к цитоплазматической мембране и удаляются из клетки.
- Аппарат Гольджи лучше всего развит в клетках эндокринных желез и желез внешней секреции, а также в синапсах.
Ответ выпускника
- Аппарат Гольджи переносит от ЭПС к цитоплазматической мембране синтезируемые на ЭПС вещества. 2. Эти вещества удаляются из клетки через плазматическую мембрану и идут к местам своей активности. 3. Больше всего этого органоида в клетках эпителиальной ткани.
Комментарий. Оценки экспертов – 2 и 3 балла. В третьем пункте нет точного ответа на вопрос. Тем не менее, сам вопрос поставлен так, что допускает данный ответ, который не содержит биологических ошибок и соответствует смыслу вопроса. Если бы спрашивалось «Для каких структур или органов….?», тогда ответ мог быть не засчитан.
9) Как строение цитоплазматической мембраны связано с выполняемыми ею функциями?
Элементы ответа
- Двойной слой липидов мембраны обеспечивает избирательное проникновение веществ в клетку.
- Встроенные белки выполняют транспортную, строительную, сигнальную функции.
- Углеводы гликокаликса выполняют сигнальную и строительную функции.
- Пластичность мембраны обеспечивает функции фаго- и пиноцитоза.
Ответ выпускника № 1
- Мембрана состоит из липидов и белков. 2. Через мембрану проникают вещества в клетку и удаляются из нее. 3. Строение мембраны позволяет ей выполнять много функций.
Комментарий. Оценка экспертов – 0 баллов.
Ответ выпускника № 2
- Мембрана обладает избирательной проницаемостью благодаря бислою липидов и обеспечивает активный транспорт благодаря транспортным белкам. 2. Мембрана клеток у животных способна изменять форму. 3. Это свойство обеспечивает возможность фагоцитоза и пиноцитоза.
Комментарий. Оценка экспертов – 2 или 3 балла. Ответ содержит основные пункты эталона.
Тема: Метаболизм — энергетический и пластический обмен веществ, фотосинтез
10) Чем отличаются реакции ассимиляции от реакций диссимиляции в процессе обмена веществ?
Ответы на этот и другие вопросы легко найти в учебнике «Биология. Углубленный уровень» для 11 класса.
Элементы ответа
- При реакциях ассимиляции образуются вещества более сложные, чем вступившие в реакцию.
- Реакции ассимиляции протекают с затратой энергии.
- При реакциях диссимиляции происходит образование более простых веществ.
- Реакции диссимиляции идут с выделением энергии.
Ответ выпускника
- При ассимиляции образуются новые органические вещества особи, а при диссимиляции они разрушаются с образованием более простых веществ. 2. Первый процесс идет с поглощением энергии, а второй – с выделением энергии. 3. Таким образом, эти два процесса противоположны по своим результатам.
Комментарий. Оценка экспертов – 3 балла. Ответ полностью соответствует смыслу вопроса, это один из возможных вариантов ответа.
11) Как вы понимаете фразу: Код ДНК однозначен, триплетен, вырожден?
Элементы ответа
- Код «триплетен» означает то, что каждая из аминокислот кодируется тремя нуклеотидами.
- Код «однозначен» означает, что один кодон соответствует определенной аминокислоте.
- Код «вырожден» означает, что одна аминокислота может кодироваться несколькими кодонами.
Ответ выпускника
- Код триплетен — означает, что код состоит из трех кодонов. 2. Код однозначен — означает, что три нуклеотида кодируют последовательность аминокислот в белке. 3. Код вырожден — значит, что не все триплеты кодируют аминокислоты и их последовательность в белке.
Комментарий. Оценка экспертов – 0 баллов. Все ответы содержат биологические ошибки. Третий вариант не относится к понятию «вырожденность».
12) Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, объясните их.
(1)Клетки зеленых растений, используя энергию солнечного света, способны синтезировать органические вещества. (2)Исходными веществами для фотосинтеза служат углекислый газ и азот атмосферы. (3)Процесс фотосинтеза как в прокариотических, так и в эукариотических клетках происходит в хлоропластах. (4)В световой стадии фотосинтеза происходит синтез АТФ и разложение воды — фотолиз. (5)В темновой стадии фотосинтеза образуются глюкоза и кислород. (6)Энергия АТФ, запасенная в световой стадии, расходуется на синтез углеводов.
Элементы ответа
- Ошибки допущены в предложениях 2, 3, 5.
- 2 — Атмосферный азот не участвует в процессах фотосинтеза. Участвуют углекислый газ и вода.
- 3 — Только цианобактерии способны к фотосинтезу, остальные прокариоты к нему не способны. (или: У фотосинтезирующих цианобактерий в клетках отсутствуют хлоропласты. Остальные прокариоты не фотосинтезируют).
- 5 — В темновой фазе фотосинтеза кислород не выделяется.
Ответ выпускника № 1
Ошибки допущены в предложениях 2, 3, 5. 2 — В фотосинтезе азот не участвует, а участвуют вода и углекислый газ. 3 — Прокариоты к фотосинтезу не способны. 5 — В темновой стадии фотосинтеза образуются глюкоза и АТФ.
Комментарий. Оценка экспертов – 1 балл. Ответы к предложениям 2 и 3 не содержат исправление ошибок. Ответ к пятому предложению ошибочен.
Ответ выпускника № 2
Ошибки допущены в предложениях 2, 3, 5. 2 — Вторым исходным веществом является вода, а не азот. 3 — Не все прокариоты способны к фотосинтезу. 5 — Кислород образуется в световой стадии.
Комментарий. Оценка – 2 балла. Не все требования к исправлению ошибок соблюдены.
13) Последовательность аминокислот во фрагменте молекулы белка следующая: АЛА — ПРО — ЛЕЙ. Определите, пользуясь таблицей генетического кода, кодоны иРНК и триплеты ДНК, которые кодируют эти аминокислоты. Какое свойство генетического кода иллюстрирует это задание?
Элементы ответа
- Аминокислота АЛА кодируется следующими триплетами иРНК: ГЦУ, ГЦЦ, ГЦА, ГЦГ. Следовательно, на ДНК ее кодируют триплеты ЦГА , ЦГГ, ЦГУ, ЦГЦ.
- Аминокислота ПРО кодируется следующими триплетами иРНК: ЦЦУ, ЦЦЦ, ЦЦА, ЦЦГ. Следовательно, на ДНК ее кодируют триплеты ГГА, ГГГ, ГГТ, ГГЦ.
- Аминокислота ЛЕЙ кодируется триплетами и-РНК: УУА, УУГ, ЦУЦ, ЦУА, ЦУГ, ЦУУ. Следовательно, на ДНК ее кодируют триплеты: ААТ, ААЦ, ГАГ, ГАТ, ГАЦ, ГАА.
- Задание иллюстрирует такое свойство генетического кода как вырожденность.
Ответ выпускника
- Пользуясь таблицей генетического кода иРНК, я определил, что аминокислота АЛА кодируется следующими триплетами иРНК: ГЦУ, ГЦЦ, ГЦА, ГЦГ. 2. Аминокислота ПРО кодируется следующими триплетами иРНК: ЦЦУ, ЦЦЦ, ЦЦА, ЦЦГ. 3. Аминокислота ЛЕЙ кодируется триплетами УУА, УУГ, ЦУЦ, ЦУА, ЦУГ, ЦУУ. Следовательно, код вырожден.
Комментарий. Оценка экспертов – 2 балла. Эксперты снизили оценку на 1 балл, так как выпускник не написал цепей ДНК, кодирующих информацию. Ошибка в трех пунктах одинаковая.
14) Фрагмент цепи ДНК имеет последовательность нуклеотидов ТТТАГЦТГТЦГГААГ. В результате произошедшей мутации в третьем триплете третий нуклеотид заменен на нуклеотид А. Определите последовательность нуклеотидов на иРНК по исходному фрагменту цепи ДНК и измененному. Что произойдет с фрагментом полипептида и его свойствами после возникшей мутации ДНК? Дайте объяснение, используя свои знания о свойствах генетического кода.
Элементы ответа
- Последовательность нуклеотидов на и-РНК определяется по исходному фрагменту цепи ДНК — АААУЦГАЦАГЦЦУУЦ по принципу комплементарности.
- Последовательность на и-РНК определяется по измененному фрагменту цепи ДНК — АААУЦГАЦУГЦЦУУЦ.
- Фрагмент полипептида и его свойства не изменяются, так как триплеты АЦА и АЦУ кодируют одну аминокислоту ТРЕ — следовательно, генетический код вырожден (избыточен).
Ответ выпускника
- Последовательность на и-РНК по исходному фрагменту цепи ДНК – АААУЦГАЦАГЦЦУУЦ. 2. Последовательность на и-РНК по измененному фрагменту цепи ДНК АААУЦГАЦУГЦЦУУЦ. 3. фрагмент полипептида и его свойства не изменяются.
Комментарий. Оценка экспертов – 1 балл. Ответ верный, но без объяснений. Нужно полностью выполнять требования заданий!
Тема: Хромосомы, их число, форма и размеры, видовое постоянство. Митоз, мейоз. Их сходство и отличие; значение. Развитие половых клеток у растений и животных
15) У шимпанзе в соматических клетках 48 хромосом. Определите хромосомный набор и число молекул ДНК в клетках перед началом мейоза, в анафазе мейоза I и в профазе мейоза II. Объясните ответ в каждом случае.
Элементы ответа
- Перед началом мейоза набор хромосом и ДНК равен 2n4c; в конце интерфазы произошло удвоение ДНК, хромосомы стали двухроматидными; 48 хромосом и 96 молекул ДНК.
- В анафазе мейоза I число хромосом и ДНК в клетке не изменяется и равно 2n4c.
- В профазу мейоза II вступают гаплоидные клетки, имеющие набор из двухроматидных хромосом с набором n2c; 24 хромосомы и 48 молекул ДНК.
Ответ выпускника
- Перед мейозом набор 2n4c. 2. В анафазе мейоза I число хромосом гаплоидное n2c. 3. В профазе II число хромосом равно 24, число молекул ДНК — 48.
Комментарий. Оценки экспертов 0 и 1 балл. Задание требует объяснения каждого пункта ответа. Ответы неполные, хотя биологическая ошибка содержится только во втором пункте.
16) У крупного рогатого скота в соматических клетках 60 хромосом. Определите число хромосом и молекул ДНК в клетках яичников в интерфазе перед началом деления и после деления мейоза I. Объясните, как образуется такое число хромосом и молекул ДНК.
Элементы ответа
- В интерфазе перед началом деления число молекул ДНК — 120, число хромосом — 60; после мейоза I число хромосом — 30, ДНК — 60.
- Перед началом деления молекулы ДНК удваиваются, их число увеличивается, а число хромосом не изменяется — 60, каждая хромосома состоит из двух сестринских хроматид.
- Мейоз I — редукционное деление, поэтому число хромосом и молекул ДНК уменьшается в 2 раза.
Ответ выпускника
- Перед мейозом I число молекул ДНК удваивается, а число хромосом остается прежним. 2. После первого деления мейоза число хромосом и молекул ДНК становится 30 и 60 соответственно. 3. В результате мейоза I образуются гаплоидные клетки с формулой n2c.
Комментарий. Оценка экспертов – 2 и 3 балла. Ответ верный и представляет собой один из возможных вариантов.
Решение задач по генетике
Задача 1.
У дрозофил цвет глаз определяется геном, находящимся в Х-хромосоме (красный цвет доминирует над белым). Ген, отвечающий за форму крыльев находится в аутосоме (нормальная форма крыльев доминирует над укороченной). Самку с белыми глазами и укороченными крыльями скрестили с красноглазым самцом с нормальными крыльями, гомозиготным по этому признаку. Затем провели обратное скрещивание: дигомозиготную (по обоим признакам) самку с красными глазами и нормальными крыльями скрестили с белоглазым самцом с укороченными крыльями. Составьте схему скрещивания, укажите генотипы и фенотипы всех родителей и потомков. Объясните полученное расщепление.
Комментарий. При решении таких задач необходим тщательный анализ условий. В данном случае выпускник может не обратить внимание на положение «сцепление гена окраски глаз», неверно записать генотип самца. Это особенно сложно при иной формулировке задания.
Элементы ответа
Первое скрещивание
1.
♀ XaXabb X ♂ X AY BB |
|
Бел. гл. укор. кр |
Кр.гл норм. кр. |
G Xab |
X AB, YВ |
F1 ♀ X AXaBb |
♂ X аY Bb |
Кр.гл норм. кр |
Бел. гл норм. кр |
Второе скрещивание
2.
Р ♀ X AX ABB Х ♂ X аY bb |
|
Кр.гл норм. кр |
Бел. гл. укор. кр |
G X AB |
Xab , Yb |
X A XaBb |
X AY Bb |
Все с красными глазами и нормальными крыльями.
Объяснение. По гену глаз, сцепленному с Х-хромосомой, наблюдается разное расщепление, а по гену окраски расщепление не зависит от пола (допускается иная генетическая символика).
Задача 2.
У львиного зева красная окраска цветка не полностью доминирует над белой окраской. Гибридные растения имеют розовую окраску. Узкие листья не полностью доминируют над широкими листьями. У гибридов листья имеют среднюю ширину. Какое потомство и в каких отношениях получится от скрещивания красноцветкового растения, имеющего средние по ширине листья, с растением, имеющим розовые цветки и средние листья. Определите генотипы и фенотипы родителей и потомства. Создайте схему скрещивания, используя решетку Пеннета.
Элементы ответа
Схема решения задачи. А — красные цветки, а — белые цветки, В — узкие листья, в — широкие листья.
1.
Р ♀ ААВв |
♂ АаВв |
|
красные цветки |
розовые цветки |
|
средние листья |
средние листья |
|
Гаметы |
АВ, Ав |
АВ, Ав, аВ, ав |
2.
АВ | АВ | аВ | Ав | |
АВ | ААВ В | ААВ в | АаВВ | АаВв |
Ав | ААВ в | ААвв | АаВв | Аавв |
3. F1 1/8 c красными цветками и узкими листьями, 1/4 с красными цветками и средними листьями, 1/8 с красными цветками и широкими листьями, 1/8 с розовыми цветками и узкими листьями, 1/4 с розовыми цветками и средними листьями, 1/8 с розовыми цветками и широкими листьями.
Комментарий. Ответы учеников при неверном выполнении задания сопровождаются следующими ошибками: пишутся генотипы родителей (сразу ставится 0 баллов), не подписываются фенотипы (несмотря на требование условия), не полностью даются соотношения генотипов или фенотипов, не даются объяснения результатов (когда они требуются условием).
Задача 3.
Мужчина-дальтоник, имеющий вторую группу крови и гетерозиготный по данному признаку, женится на женщине — носительнице гена дальтонизма, у которой первая группа крови. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, вероятность рождения детей-дальтоников с первой группой крови и генотипы родителей, у которых родятся дети с указанными признаками. Объясните результаты скрещивания.
Элементы ответа
1.
Родители |
♂I АI 0Х dY x ♀ I 0 I 0 X D X d |
|
Гаметы | I АХ d , I АY, I0Х d , I0Y | I0 X D, I 0X d |
2. F1 ♀ I 0 I 0Х d X d девочки с первой группой крови, дальтоники
♂ I 0 I 0X d Y мальчики с первой группой крови, дальтоники
Вероятность рождения мальчиков и девочек с первой группой крови, дальтоников (вместе) 25%.
3. Гены дальтонизма сцеплены с Х-хромосомой. Поэтому патология проявляется только у мальчиков. Наследование происходит в соответствии с Законом независимого наследования признаков (Третий закон Г. Менделя) и наследования, сцепленного с полом.
Задача 4.
У человека отсутствие потовых желез определяется рецессивным геном, сцепленным с Х—хромосомой, а низкий голос — аутосомный доминантный признак. Мужчина, имеющий низкий голос (АА) и страдающий отсутствием потовых желез, женится на женщине с высоким голосом и имеющей потовые железы. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, возможные генотипы и фенотипы потомства и вероятность рождения в этой семье мальчиков без потовых желез. Рассмотрите все возможные случаи.
Элементы ответа
Первый вариант
Р. ♂ ААХРУ Х ♀ ааХрХ р |
|||
Низкий голос и нет потовых желез |
Высокий голос и есть потовые железы |
||
Гаметы |
АХр , АУ |
аХр |
|
F1 ♂ АаХрУ , |
♀ АаХРХ р |
||
Низкий голос, есть потовые железы |
Низкий голос, есть потовые железы |
Вероятность рождения мальчика без потовых желез равна нулю.
Второй вариант
Р. ♂ ААХРУ Х ♀ ааХрХ р |
|||
Низкий голос, нет потовых желез |
Высокий голос, есть потовые железы |
||
Гаметы |
АХр , АУ |
аХр , ахр |
F2 а) АаХр У — низкий голос, есть потовые железы. б) АаХр Х р — низкий голос, есть потовые железы. в) АаХрУ — низкий голос, есть потовые железы. г) Аа Х р У — низкий голос, нет потовых желез. Вероятность рождения мальчика без потовых желез 25%.
&