Культурные растения и их происхождение
Культурные растения и их происхождение
ОГЭ 2.6. Культурные растения и их происхождение. Центры многообразия и происхождения культурных растений. Культурные растения сельскохозяйственных угодий. Растения города.
Кодификатор ОГЭ биология Все конспекты по биологии
Основные понятия
Ботаника изучает дикорастущие растения, произрастающие в природе независимо от усилий человека, и культурные растения, которые выращиваются человеком. Культурные растения человек использует для получения продуктов питания (пшеница, рожь, капуста, картофель, морковь), в промышленности в качестве сырья (хлопок, лён), а декоративные растения (от лат. декораре — «украшать») — для украшения своего жилья, парков, газонов. Все культурные растения происходят от дикорастущих.
Растения, за которыми специально не ухаживает человек, называют дикорастущими. Эти растения приспосабливаются к естественной среде обитания, то есть к природному окружению, куда не вмешивается человек. Дикорастущие растения встречаются даже в огороде (сорняки) и в Арктике.
Растения, за которыми ухаживает человек, называют культурными. Слово «культурный» означает обработанный, возделанный человеком, не дикий. Люди выращивают их на огороде, в саду, в поле, на клумбе для определённых целей. Человек сажает культурные растения, а затем заботится о них, удобряя почву, поливая, удаляя сорняки и борясь с вредителями.
Растениеводство – наука о разведении культурных растений. Сорт – это новая форма растения с определенными характеристиками, которая раньше не существовала. Селекция – это процесс выведения новых сортов.
Предки некоторых культурных растений до сих пор встречаются в дикой природе. Например, в лесу можно найти яблоню. Плоды культурного и дикорастущего растений различаются. Плоды яблони, произрастающей в дикой природе, меньше по размеру, а на вкус они более кислые, чем яблоки культурного растения.
Сорные растения, или сорняки — вредители сельского хозяйства. К сорнякам относятся растения, традиционно считающиеся сорными (одуванчик, сныть, осот, пырей ползучий, бодяк полевой, лопух большой и др.), и вышедшие из-под повиновения культурные растения, растущие «без разрешения», не на своем месте (маргаритка многолетняя, пиретрум девичий, гвоздика турецкая, ночная фиалка, колокольчики и др.).
Центры многообразия
и происхождения культурных растений
Приручение человеком первых животных датируется каменным веком (примерно 12-10 тыс. лет назад). Немного позже, в том же каменном веке, началось окультуривание некоторых видов растений. В период зарождения земледелия, появились и первые культурные растения: пшеница, рис, финики, лён, инжир. Появился принципиально новый, социальный способ обеспечения человечества пищей — производство продовольствия. Для развития земледелия, получения высоких урожаев были необходимы знания о свойствах различных культур, об их приспособленности к среде, о способах обработки почвы и ухода за ней.
Каждая сельскохозяйственная культура лучше развивается в тех условиях, которые в большей степени соответствуют экологическим условиям той местности, откуда произошло это растение. Н.И. Вавилов выделил 7 центров происхождения культурных растений:
1) Южноазиатский — родина риса, сахарного тростника, цитрусовых;
2) Юго-западноазиатский — родина гороха, бобов, мягкой пшеницы;
3) Восточноазиатский — китайский — родина хлебных злаков, бобовых;
4) Средиземноморский — родина чечевицы, капусты, клевера;
5) Абиссинский — родина твердой пшеницы, сорго, кофе, ячменя;
6) Центрально-Американский — родина хлопчатника, кукурузы, томатов, тыквы, фасоли;
7) Андийский — родина картофеля, хинного дерева.
Эти центры особенно изобилуют многообразием видов культурных растений.
Центр происхождения культурных растений — район земного шара, где возникли и были введены в культуру определенные виды и подвиды полезных для человека растений и где сосредоточено их наибольшее генетическое разнообразие. Эти центры являются макроареалами происхождения культурных растений. Внутри них выделяют локальные центры (микроцентры) возникновения отдельных культур. Академик Н. И. Вавилов, которому принадлежит разработка теории центров происхождения культурных растений, указывал на наличие первичных и вторичных центров происхождения культурных растений. Первые — более древние, изначальные, вторые — возникшие с развитием экономических отношений в человеческом обществе, в результате перевоза изначальных предков культурных растений и введения в культуру диких форм.
Группы культурных растений
Культурные растения классифицируются по разным критериям. Например, широко распространена систематизация по хозяйственному предназначению того или иного вида. Так, различают: пищевые; лекарственные; технические; медоносные; кормовые; другие культуры.
Наиболее естественной системой является классификация по ведомственной принадлежности. Специалисты разделяют группы культурных растений по принципу сельскохозяйственной работы: плодоводство, овощеводство, а также полеводство. Соответственно, выделяют плодовые, овощные, а также полевые виды культурных растений.
Овощные культурные растения при этом делятся на:
— корнеплодные (морковь, репа, свёкла);
— листовые (салат, шпинат, капуста);
— плодоносящие (огурец, баклажан, томат);
— стеблевые (спаржа, кольраби);
— луковичные (чеснок, лук).
— пищевкусовые или пряно-ароматические культуры (петрушка, укроп).
Встречаются и смешанные классификации, без указания критерия разделения на виды, например, по предназначению: овощные, плодовые, зерновые, декоративные, прядильные и т.д.
Растения города
В природном сообществе любого города можно различить виды, сформировавшиеся в процессе долгой эволюции в данном регионе — местные (аборигенные, автохтонные) и виды аллохтонные, т.е. попавшие на данную территорию из других областей земного шара. Если это произошло сравнительно недавно, то такие виды именуют адвентивными. Соотношение аборигенных (местных) и адвентивных (заносных) видов в городах складывается с явным преимуществом в пользу последних. Действительно, большинство автохтонных видов растений изгоняется из флоры уже при закладке городов — при вырубке лесов, расчистке территорий для поселения и т.п. Впоследствии им трудно вернуться в города — слишком уж отличаются городские условия от привычных для местной флоры (микроклимат отличается повышенными температурами, деревья, кустарники и газонные травы весной трогаются в рост раньше, чем вне территории города).
На улицах города можно увидеть такие виды, как вяз шершавый, вяз гладкий, дуб черешчатый, сосна обыкновенная, клен американский, каштан конский, тополь разных видов (серебристый, черный, бальзамический), липа крупнолистная и мелколистная, ель обыкновенная, ясень пенсильванский, береза повислая, белая акация. Общая продолжительность жизни городских растений существенно меньше, чем естественных. Так, в лесах липа доживает до 300-400 лет, в городских парках — до 125-150 лет, на улицах — всего до 50-80 лет.
Факторы, оказывающие негативное влияние на растения города: 1 — экологические условия города 2 — нарушение технологии посадки 3 — неудовлетворительное состояние почвы 4 — повреждение вредителями и болезнями 5 — случайные факторы (вандализм, механические повреждения).
Чтобы увеличить долговечность и качество зеленых насаждений, при посадке необходимо использовать современные агротехнологии, грамотно подбирать виды, максимально учитывать влияние экологических факторов, сажать растения на оздоровленную почву, всячески стараться повысить устойчивость растения и т.д., а потом на протяжении всей жизни растений необходимо за ними ухаживать.
Функции растений в городе:
1. Санитарно-гигиеническая: 9 м2 зеленых насаждений на 1 человека, 35м2 на школу.
2. Живой фильтр: поглощение пыли, СО2 и других ядовитых газов.
3. Природные, озелененные территории, а также акватории, влияют на микроклиматические характеристики городской среды.
4. Зеленые насаждения могут иметь как самостоятельное значение (лесопарки, парки, городские сады), так и входить в структуру застройки города в качестве ее органического компонента (районные сады, скверы, бульвары, уличные насаждения, внутриквартальные насаждения.
5. Городские зеленые насаждения служат мощным средством индивидуализации отдельных районов и микрорайонов города
6. Особое место занимают зеленые насаждения промышленных предприятий, больниц, учебных заведений и т.д.
Это конспект по биологии для 5-9 классов по теме «Культурные растения и их происхождение». Выберите дальнейшие действия:
- Вернуться к Списку конспектов по Биологии.
- Найти конспект через Кодификатор ОГЭ по биологии
- Найти конспект через Кодификатор ЕГЭ по биологии