"Государства Чжоу" - конспект

Государства Чжоу

ГОСУДАРСТВА ЧЖОУ

Ключевые слова конспекта: Государство Западного Чжоу, чжухоу, Государство Восточного Чжоу, Пин-ван, хуася.

Государство Западного Чжоу

Государство Западного Чжоу — в соответствии с китайской исторической традицией древнекитайское государство (1122— 770 г. до н. э,).

             Государство Шан было окружено враждебными племенами, с которыми оно вело постоянные войны. Затяжные войны ослабили шанцев и стали в конечном счете одной из причин их гибели. Согласно ортодоксальной письменной традиции, в конце XII в. до н, э. шанцы были покорены уже давно угрожавшими им с запада племенем Чжоу. Их считают пришельцами из районов, сопредельных с Тибетом, но затем они влились в общекитайский этнос.

Столицей завоевателей стал г. Хао в нижнем течении р. Вэйхэ, притока Хуанхэ. В отличие от войн Шан-Иньской эпохи, носивших характер вооруженных набегов, походы чжоусцев с самого начала имели целью захват новых территорий, перекачивание из них рабочей силы.

Первые китайские династии             Западное Чжоу по структуре представляло собой весьма рыхлое и этнически пестрое государственное образование, в котором местные владетели были обязаны данью и военной помощью верховному чжоускому правителю, но автономно управляли выделенными им областями. Титул ван был унаследован верховными царями Чжоу от шанцев.

Местные владетели (чжухоу) обладали собственным аппаратом власти, осуществляли административное управление подвластным населением, но на их владения распространялась ванская юрисдикция и уполномоченные вана следили за изъятием части их доходов (особенно зерна) в пользу казны. Неугодных чжухоу ван сменял. Хотя предоставление земли ван называл «дарением», пожалованная земля не становилась собственностью этого лица. Передавались лишь права на доходы с этих земель, а при вступлении на трон нового правителя эти акты должны были возобновляться. Лишь со временем должностные земли становились наследственными, но в любом случае их передача требовала формального утверждения ваном.

Существовали и царско-храмовые хозяйства, к работе в этих хозяйствах привлекалось и свободное общинное население в порядке несения повинности, и рабы. Вообще армия как орудие насилия государства выполняла еще и функцию принуждения к труду порабощенных военнопленных. В Западном Чжоу прекращаются регулярные массовые жертвоприношения и ритуальные погребения рабов, столь характерные для шанской эпохи. Борьба против человеческих жертвоприношений еще долго и с переменным успехом будет вестись в древнем Китае, но показательно, что первый протест против этого кровавого обычая история связывает с покорителем шанцев и основателем чжоуской государственности Чжоугуном, дух которого, как передает традиция, «не принимал человеческих жертвоприношений». Но гуманизм здесь отсутствует, а есть экономическая целесообразность.

Несмотря на то, что ученые совместили в некоторых деталях археологические находки и исторические хроники, некоторые исследователи считают, что единственный достоверно датируемый исторический факт периода Западного Чжоу относится к его падению в 771 г. до н. э.

 Государство Восточного Чжоу

Государство Восточного Чжоу — древнекитайское государство-наследник Западного Чжоу (770~25б гг, до н. э.). В VIII в. до н. э. под напором непрекращающихся вторжений кочевых племен из Центральной Азии чжоусцы стали покидать свои исконные земли в бассейне р. Вэйхэ, В 771 г. до н. э. войско царя Ю было разбито кочевниками, сам он попал в плен, после чего его сын Пин перенес столицу на восток. Этим событием традиционная китайская историография начинает эпоху Восточного Чжоу.

чжоу

Закрепившись на востоке страны, Пин-ван образовал здесь небольшое государство со столицей в г. Лои. К этому времени, согласно традиционной историографии, на территории Китая существовало около 200 царств, которые ряд исследователей, не без основания, относят к категории городов-государств.

Среди царств, рассеянных в это время в бассейне среднего и нижнего течения Хуанхэ на Великой Китайской равнине, одни относили себя к потомкам чжоусцев, другие — шанцев. Но все они признавали над собой верховную власть чжоуского вана, провозглашаемого Сыном Неба, и считали себя «срединными царствами» (чжунго) мира — средоточием Вселенной. Распространившаяся в это время ритуально-магическая концепция чжоуского вана как Сына Неба была связана с культом Неба — верховного божества, зародившимся в Китае вместе с чжоуской государственностью. Хотя Восточно-Чжоуское царство в это время было отнюдь не самым крупным и далеко не самым сильным в военном отношении, но именно оно являлось своего рода связующим единством «чжоуского мира» в силу освященного традицией представления о сакральном характере власти его правителей.

Чжоуская цивилизация восприняла и развила важные достижения шаниньской культуры (прежде всего иероглифическое письмо и технику бронзолитейного производства). Появляются новые типы наступательного оружия, прежде всего стрелкового. Так, в царстве Чу изобретается мощный арбалет с бронзовым спусковым механизмом, конструкция которого требовала использования для его изготовления бронзы высшего качества. Эта эпоха была апогеем мощи колесничного войска, вождение колесницы входит в число шести высших видов искусства чжоуской аристократии.

Правители царств широко практикуют раздачу земли за службу, что, в частности, означало переуступку прав на получение поступлений от общин. В связи с разложением общинной собственности во многих царствах прекратились общинные переделы земли, которая наследственно закреплялась за отдельными семьями. Это вызвало изменение всей системы изъятия государством прибавочного продукта у основной массы производителей. Система коллективной обработки общиной части ее полей в пользу царя была заменена зерновым налогом (обычно в одну десятую урожая) с поля каждой семьи. По сути это и было началом регулярного налогообложения земледельцев, что повлияло на характер общинных органов самоуправления.

На территории «срединных царств» шел процесс формирования этнокультурной общности хуася, в ходе которого возникает представление об исключительности и культурном превосходстве хуася над всей остальной мировой периферией. Причем в этой этноцентрической модели ойкумены на первый план выдвигаются не этноразличительные, а культурно-различительные признаки.

В середине I тыс. до н. э. политическая карта древнего Китая кардинальным образом меняется: от двухсот государственных образований остается менее тридцати, среди которых выделяются семь сильнейших — Цинь, Янь и Чу, относящиеся к числу периферийных, а также Вэй, Чжао, Хань и Ци — крупнейшие из срединных царств. Непримиримая борьба между ними за преобладание и господство в Поднебесной становится определяющим фактором политической истории древнего Китая в последующий период — V—III вв. до н. э., — вошедший в традицию под названием «Сражающиеся царства», который завершается в 221 г. до н. э.

сражающиеся царства
сражающиеся царства

Это конспект по теме «Государства Чжоу». Выберите дальнейшие действия:

 

Похожие записи

Комментарии

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки: от 1 часа до 3 дней.