Внутренняя политика самодержавия в 1725–1762 гг.

Внутренняя политика самодержавия
в 1725–1762 гг.

Смотрите также конспекты истории России по смежным темам:
«Дворцовые перевороты в России (1725-1762)»
«Внешняя политика России в эпоху дворцовых переворотов»

 

Развитие сельского хозяйства

Несмотря на довольно внушительный рост крупного промышленного производства, Россия по–прежнему оставалась преимущественно аграрной страной. Прогресс в сельском хозяйстве выражался главным образом в вовлечении в хозяйственный оборот новых земель в южнорусских, поволжских и южно–уральских уездах страны. Экстенсивные формы ведения сельского хозяйства делали его крайне чувствительным к воздействиям неблагоприятного климата. Ежегодно отдельные районы страны поражались либо засухой, либо проливными дождями, либо ранними заморозками и градом. Но бывали и годы – 1733–1735 и 1750 гг., когда неурожай и голод охватывал практически всю страну.

В целом по стране продолжалась развиваться специализация отдельных регионов по производству разных видов сельскохозяйственной продукции. Так, Псковская, Смоленская и Ярославская губернии стали основными поставщиками товарного льна, Калужский, Брянский, Орловский и Курский уезды поставляли на общероссийский рынок коноплю, из которой делалась первоклассная пенька, а плодородные земли Новороссийской губернии и Слободской Украины стали поставлять на общероссийский рынок первоклассную пшеницу и подсолнечник, которые так же шли на экспорт в европейские страны.

Самыми острейшими проблемами, которые серьезно тормозили развитие крестьянского хозяйства, были: 1) огромный дефицит времени, поскольку цикл сельскохозяйственных работ был ограничен всего несколькими месяцами в году, как правило, апрелем–сентябрем, и 2) хроническое безземелье многих крестьян, особенно в густонаселенных центральных и центрально-черноземных уездах страны.

Тем не менее, именно в эти годы, по сравнению с предыдущим периодом, повысилась общая товарность, как крестьянского, так и особенно помещичьего хозяйства. Эта линия развития крепостного хозяйства проявлялась, прежде всего, в росте дворянского предпринимательства. Важнейшим потребителем товарного зерна было винокурение. Оно получило столь широкий размах в помещичьих хозяйствах страны, что правительство, идя навстречу многочисленным дворянским челобитным, в 1754 г. объявило винокурение дворянской монополией. Кстати, инициатором данного решения стал именно граф П.И. Шувалов, который наряду с С.Ф. Апраксиным, А.В. Глебовым и другими влиятельными вельможами, был одним из главных подрядчиков (поставщиков) пшеничного вина в государственную казну.

Кроме того, в связи с развитием легкой промышленности особо повысился спрос на технические культуры и шерсть. Помещики не только сбывали владельцам парусно–полотняных и канатных мануфактурам лен, пеньку, коноплю и другое сырье, но и создавали в собственных поместьях так называемые вотчинные мануфактуры, основанные на крепостном труде.

Развитие промышленности

Основной формой развития промышленности в этот период стало дальнейшее строительство мануфактур. Особенно большие успехи были достигнуты в металлургии и легкой промышленности, где функционировало более 400 мануфактур. По утверждению блестящего знатока этого вопроса профессора Н.И. Павленко, успехи промышленного развития страны оказались настолько внушительными, что уже в середине 1730–х гг. русские мануфактуры не только полностью удовлетворили внутренний спрос на металл и текстильные изделия, но и на равных конкурировали с европейскими товарами на мировом рынке.

Существенная особенность промышленного развития страны в тот период состояла:

  1. В появлении новых промышленных центров. В частности, наряду с Уралом, Олонцом, Москвой и Петербургом, крупными промышленными центрами страны стали Ярославль, Серпухов, Тула, Иваново, Астрахань и другие города и промысловые села империи.
  2. В существенном изменении удельного веса казенных и частных мануфактур. В этот период правительство активно субсидировало только строительство металлургических мануфактур на Урале, тогда как все остальные мануфактуры стали строиться на личные средства дворян, купцов и даже крепостных крестьян.

Вместе с тем, следует особо подчеркнуть тот факт, что в эти годы крепостнические порядки, господствовавшие в деревне, очень быстро стали проникать во всю крупную промышленность. В итоге крепостническая среда захлестнула все ростки капитализма, и господствующей формой труда во всех отраслях промышленности стал крепостной принудительный труд. Самым зримым проявлением этого факта служит знаменитый сенатский Указ от января 1736 г., который навечно закрепил за владельцами мануфактур всех наемных и пришлых работных людей.

Наряду с мануфактурой дальнейшее развитие получили и такие традиционные формы развития мелкотоварного промышленного производства, как городское ремесло и крестьянские отхожие или местные промыслы. При этом при императрице Елизавете Петровне, которая взошла на российский престол под лозунгом возврата «отеческих порядков» Петра I, в 1742–1743 гг. были восстановлены Главный магистрат, Мануфактур–коллегия и Берг–коллегия, которым вновь было поручено осуществлять «отеческое попечение» над всей государственной промышленностью, рудным делом и строительством казенных мануфактур.

Развитие внутренней и внешней торговли.

Расширение привилегий дворянства и особенно засилье иностранцев при дворе оказывали крайне негативное влияние на всю торговую политику русского правительства. Так, в 1731 г. правительство Анны Иоанновны установило новый таможенный тариф, который носил менее выраженный протекционистский характер, поскольку максимальная пошлина на ввозимый из–за рубежа товар стала составлять всего 20% от его стоимости. Более того, спустя несколько лет, в 1734 г., стараниями герцога Э.И. Бирона, который получил от английских купцов крупную взятку, был подписан крайне невыгодный торговый договор с Англией, который предоставил тамошним купцам и финансистам целый ряд доселе невиданных льгот и привилегий, в частности право беспошлинной транзитной торговли с Ираном.

При Елизавете I торговая политика русского правительства стала носить более взвешенный и национально ориентированный характер. Во–первых, благодаря усилиям графа П.И. Шувалова в 1754 г. в России был, наконец–то, уничтожен такой крайне архаичный пережиток феодальной раздробленности, как внутренние таможенные пошлины. Во–вторых, в 1757 г. был установлен новый, более высокий протекционистский таможенный тариф, который защитил отечественных товаропроизводителей от конкуренции со стороны более дешевых импортных товаров.

Развитие финансово–банковской системы

Сразу после введения подушной подати, в 1725 г., выяснилось, что казна не досчиталась около 30% требуемой суммы для содержания армии и флота. В этой ситуации правительство приняло решение снизить подушный оклад до 70 копеек, но никакого эффекта эта поблажка не принесла. Тогда правительство отстранило армейские команды от сбора подушной подати и передало это право в руки самих помещиков и общинных должностных лиц. Причем, задолженность стали взыскивать не с самих крестьян, а с их помещиков, мирских старост и приказчиков.

Но и эта карательная мера не решила данной проблемы, и в 1730 г. правительство вновь обратилось к проверенному способу выбивания подушной подати. Однако уже через три года все вернулось на круги своя и помещики опять стали отвечать за сбор подушной подати, что неизбежно привело к усилению их власти над крестьянами, росту эксплуатации, произвола и разного рода злоупотреблений.

Долголетний анализ причин хронического финансового кризиса, наконец–то, привел высших сановников империи, в частности обер–прокурора Сената А.А. Маслова, к мысли о том, что причиной многих недоимок был невиданный рост эксплуатации крестьян самими помещиками. Но никаких конкретных мер к исправлению этой ненормальной ситуации предпринято так и не было. Правительство посчитало, что наполнить государственную казну можно другими (менее болезненными) способами, а именно:
1) введением государственной монополии на самые ходовые товары, в частности соль (1731) и водку (1742);
2) введением косвенного налогообложения путем повышения цен на ту же соль, водку и другие монопольные товары;
3) порчей медной монеты, номинальная стоимость которой только в 1721–1731 гг. сократилась в пять раз.

Для решения проблемы острейшего бюджетного дефицита и растущей инфляции, в 1733 г. императрица Анна Иоанновна, ввиду острого недостатка ссудного кредита и крайне высоких ростовщических процентов, доходивших до 20% годовых, «чего во всем свете отродясь не водится», повелела учредить «Монетную контору» для выдачи льготных кредитов под 8 % годовых под залог золота и серебра.

Затем, в 1754 г., по инициативе тогдашнего главы правительства графа П.И. Шувалова Правительствующий Сенат учредил два первых государственных кредитных учреждения – Дворянский заемный банк с уставным капиталом в 750 тыс. рублей и Коммерческий банк для купечества с уставным капиталов в 500 тыс. рублей. Первый банк, который имел свои конторы в Петербурге и Москве, напрямую управлялся Сенатом, а второй банк, созданный при Петербургском морском порту, находился в ведение Коммерц–коллегии и управлялся ее президентом Яковом Матвеевичем Евреиновым.

Главной целью создания этих коммерческих банков со стопроцентным государственным капиталом стала выдача льготных заемных краткосрочных ссуд лицам дворянского и купеческого звания под 5–6 % годовых против прежних 20 % годовых, которые традиционно брались у ростовщиков. При помощи этих банков правительство намеревалось решить две острейших проблемы: 1) предотвратить нарастающее разорение и гибель многих дворянских имении и 2) поощрить развитие внешней торговли. Причем, размер самой ссуды для помещиков–дворян первоначально зависел от количества их крепостных душ и выдавался под залог их имущества, а для купцов под залог наличного товара, который уже находился в Петербургском морском порту.

Однако очень скоро выяснилось, что сия благая цель не привела к желаемому результату, поскольку: 1) небольшие уставные капиталы этих банков не позволили им выдать кредиты всем желающим, а 2) количество невозвращенных ссуд подорвало платежеспособность самих банков. Поэтому уже в 1762 г. новый император Петр III своим именных указом упразднил Коммерческий банк для купечества, однако реализовать его так и не успел, а новая императрица Екатерина II отменила указ покойного супруга.

Внутренняя политика самодержавия

Политика в области государственного строительства

Сразу после воцарения всех преемников Петра при каждой царственной особе попеременно возникали либо Верховный Тайный Совет (Екатерина I), либо Кабинет Министров (Анна Иоанновна), либо Конференция при Высочайшем дворе (Елизавета Петровна), либо Императорский Совет (Петр III). При явной неспособности всех монархов самостоятельно управлять огромным государством, все эти властные структуры постепенно превращались в высшие органы имперской государственной власти и управления, куда входили самые влиятельные фавориты и вельможи. А Правительствующий Сенат, Святейший Синод и все 12 Коллегий постоянно ущемлялись в своих правах и пережили довольно много реорганизаций.

Что касается системы местного управления, то здесь ситуация была принципиально иная. В сущности, была полностью ликвидирована вся, крайне запутанная, очень неэффективная и дорогостоящая система местных учреждений, созданная Петром I. Поэтому говорить об «областной контрреформе», как это делают ряд историков (Л. Милов), на наш взгляд, не совсем правомерно.

В 1727 г. решением Верховного Тайного Совета были уничтожены все городские магистраты, которые были преобразованы в ратуши, подконтрольные местным воеводам. Затем были ликвидированы сами ратуши, и вся полнота административной и судебной власти в городах перешла в руки воевод, которые назначались сановным Петербургом. Кроме того, в 1730–х гг. была перестроена вся система губернского, провинциального и уездного управления:
а) во–первых, были уничтожены все дистрикты во главе с земскими комиссарами и на их месте воссозданы уезды во главе с воеводами;
б) во–вторых, была установлена строгая соподчиненность всех руководителей местного управления: отныне губернатору, а не Коллегиям или Сенату, подчинялись все провинциальные воеводы, которым, в свою очередь, подчинялись уездные воеводы.

Политика в сфере социальных отношений

В советской исторической науке социальную политику самодержавия в этот период традиционно и совершенно справедливо характеризовали как политику крепостническую и продворянскую.

Продворянский характер политики самодержавия наиболее ярко проявился в том, что после смерти Петра I дворянское сословие, обремененное различными повинностями, стало медленно, но неуклонно освобождаться от них. За эти десятилетия дворянство коренным образом изменило свой правовой и социальный статус и из служилого сословия превратилось в привилегированное сословие, что наиболее зримо проявилось в таких мероприятиях правительства, как:

  1. В радикальном пересмотре петровского Указа «О единонаследии» (март 1714 г.), в результате чего был отменен принцип майората и восстановлено право наследования земельной и иной собственности всеми чадами почившего землевладельца (январь 1731 г.).
  2. В ограничении срока обязательной (пожизненной) дворянской службы до двадцати пяти лет и выхода дворян в отставку с довольно большим государственным пенсионом (декабрь 1736 г.).
  3. В начале генерального межевания помещичьих земель, по итогам которого специальным императорским указом за помещиками были юридически закреплены все самовольно захваченные ими казенные и общинные земли (июль 1754 г.).
  4. В издании знаменитого Манифеста «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству» (февраль 1762 г.), по которому все дворяне: а) впервые получали право оставить военную или гражданскую службу и выйти в отставку, или вовсе не поступать на нее; б) могли свободно выезжать за границу и поступать на службу к зарубежных монархам; в) в отношении дворян отменялись все телесные наказания и т.д.

Крепостнический характер политики самодержавия зримо проявился в том, что правительство, идя на поводу многочисленных требований дворянства, постоянно ужесточало нормы крепостного права: 1) в 1726 г. крепостным крестьянам было запрещено без разрешения помещика уходить на промыслы; 2) в 1731 г. крепостным и государственным крестьянам было запрещено вступать в подряды и откупа; 3) в 1736 г. помещикам было предоставлено полное право самостоятельно определять меру наказания своим беглым крепостным крестьянам; 4) в 1739 г. было подтверждено монопольное право помещиков на владение крепостными крестьянами; 5) в 1746, 1754 и 1758 гг. помещикам было представлено монопольное право на покупку земли и крепостных крестьян; 6) в 1747 г. помещикам разрешили продавать своих крепостных крестьян в рекруты; 7) в 1760 г. помещики получили право ссылать своих крепостных крестьян в Сибирь; 8) в 1765 г. помещики получили право ссылать крепостных крестьян на каторжные работы и, наконец, 9) в 1767 г. императорским указом крепостным крестьянам был наложен запрет подавать жалобы на своих помещиков.

Кроме того, следует отметить, что, начиная с 1730–х гг. резко возросли повинности владельческих крестьян в пользу своих помещиков, особенно такая тяжелая форма эксплуатации, как барщина, которая именно в эти годы получает наибольшее развитие. Более того, по мнению большинства отечественных историков (Н. Павленко, Л. Милов), уровень эксплуатации крестьян в барщинных хозяйствах достиг такого запредельного уровня, после которого де–факто наступало разорение и гибель самого крестьянского хозяйства.

Внутренняя политика самодержавия

Малороссийские и новороссийские земли в составе России

При Петре II в мае 1727 г. Малороссийская коллегия, созданная Петром I в 1722 г., была упразднена и восстановлена стародавняя выборность запорожского (малороссийского) гетмана, на которую был избран миргородский полковник Даниил Павлович Апостол (1727–1734). Но после его смерти, уже при Анне Иоанновне, Кабинет Министров принял решение: «гетману дальнейшем быть не мыслится, а быть Правлению в шести персонам». В состав Правления гетманского правительства были включены три представителя центральной петербургской власти – генерал А.А. Шаховской, генерал И.Ф. Барятинский и полковник А.Г. Гурьев, и три представителя от генеральной старшины – генеральный судья М.Т. Забела, генеральный есаул Ф.И. Лысенко и генеральный казначей А.М. Маркович. Формально члены гетманского правительства имели равные права, однако фактическим главой Правления был князь А.А. Шаховской. Принятое в Петербурге решение во много было продиктовано тем, что в ожидании новой русско–турецкой войны (1735–1739), которую активно провоцировал версальский двор, сановный Петербург был вынужден обезопасить тылы двух русских армии фельдмаршала Б.Х. Миниха и генерала М.М. Леонтьева, которым предстояло вести боевые действия на всей территории Крымского ханства и в сопредельных османских провинциях – Молдавии и Валахии. Кстати, по итогам этой войны в 1739 г. был подписан Белградский мирный договор, по условиям которого Россия приобретала Азов и небольшие территории в Правобережной (Ханской) Малороссии вдоль среднего течения Днепра.

В 1750 г. новая императрица Елизавета Петровна, питавшая особую слабость к малороссийским казакам и повинуясь просьбам своего фаворита и тайного супруга, графа А.Г. Разумовского, восстановила должность малороссийского гетмана и утвердила в ней его младшего брата К.Г. Разумовского, присвоив ему титул «Ея Императорского Величества гетман всея Малыя России, обоих сторон Днепра и войск запорозских». Одновременно вдоль Северского Донца было продолжено строительство Украинской пограничной линии, начатой еще в 1730 г. по указу президента Военной Коллегии фельдмаршала князя В.В. Долгорукова. Именно здесь, на границах Слободской Украины, Запорожской Сечи и Крымского ханства, где ныне существует Кировоградская область, в 1752 г. по указу Елизаветы Петровны создана Новая Сербия, которую заселили сербы, черногорцы, македонцы, болгары и другие выходцы из балканских провинций Австрийской империи. Это буферное «государство» со столицей в Новомиргороде вошло в состав Российской империи, получило статус автономии и напрямую управлялось Правительствующим Сенатом и Военной Коллегией, поскольку все мужское население Новой Сербии было включено в состав Сербского гусарского корпуса, который возглавил генерал-поручик И.С. Хорват.

В 1753 г. эта территория была разделена на вновь образованную Новую Сербию со столицей в Елисаветграде (нынешний Кировоград), где поселилась часть запорожских казаков, объединенных в Новослободской полк, и Славянскую Сербию со столицей в Бахмуте (нынешний Артемовск), населенную выходцами из российских губерний и балканских провинций, которая растянулась вдоль всей Украинской пограничной линии. Именно на этой территории, где сейчас расположены ряд районов Полтавской, Запорожской, Днепропетровской и Донецкой областей, в 1764 г. императрица Екатерина II учредила Новороссийскую губернию, центром которой стал Кременчуг.

В том же году Екатерина II окончательно ликвидировала гетманское правление и восстановила в Глухове Малороссийскую Коллегию, которую возглавил генерал-аншеф, граф П.А. Румянцев. Затем, в 1765 г., императрица издала именной Манифест, в соответствии с которым все слободские полки были преобразованы в регулярные Харьковский уланский и Сумской, Острогожский, Ахтырский и Изюмский гусарские полки и на территории их расквартирования учреждена Слободско-Украинская губерния, административным центром которой стал Харьков.

 


Вы смотрели конспект истории России по теме «Внутренняя политика самодержавия в 1725–1762 гг». Выберите дальнейшее действие:

(с) В настоящей статье в учебных целях использованы цитаты из пособия «Полный курс истории для учителей, преподавателей и студентов. В 4-х книгах / Е.Ю. Спицын. – М.: Концептуал».

Похожие записи

Форма для написания комментария

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки комментариев: от 1 часа до 3 дней