Биология ЕГЭ Задание 7 проверяет знания об организменном уровне организации жизни. Чтобы выполнить такое задание, необходимо уметь ориентироваться в жизненных циклах развития живых организмов, особенностях их онто- и органогенеза, анализировать свойства и характеристики процессов и структур.
Линия 7 ЕГЭ по Биологии. Воспроизведение организмов. Онтогенез. Закономерности наследственности и изменчивости. Селекция. Биотехнология. Множественный выбор (с рис. и без рис.). Коды проверяемых элементов содержания (КЭС): 3.1–3.9. Уровень сложности: Б. Максимальный балл: 2. Примерное время выполнения: 5 мин. Средний % выполнения: 62,8.
Задание представляет собой тестовый вопрос с пятью вариантами ответа. Два пункта являются «выпадающими» из списка. В ответе надо записать цифры, под которыми указаны эти пункты. Цифры в ответе нужно располагать по возрастанию.
Алгоритм выполнения задания № 07 на ЕГЭ по биологии:
Внимательно прочитайте задание.
Проанализируйте, о каком признаке (предмете, организме, функции, процессе) идёт речь.
Определите, какие из предложенных пунктов являются лишними.
Запишите цифры в порядке возрастания в поле ответа КИМ и бланк ответов № 1.
Задание 7 (пример выполнения с пояснением)
Линия 07. [highlight] Пример № 1. [/highlight] Все приведённые ниже примеры растений, кроме двух, относятся к семенным растениям. Определите два пункта, «выпадающие» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Липа европейская
Василёк луговой
Плаун булавовидный
Лук скорода
Хвощ полевой
Правильный ответ: 3 5
Пояснение к ответу: К семенным растениям относятся все голосеменные и покрытосеменные растения, а также вымершие семенные папоротники. Липа, василёк и лук — покрытосеменные растения, соответственно, относятся к семенным растениям. Хвощ и плаун — споровые растения.
Теория, которую необходимо повторить
В период подготовки к экзамену ПОВТОРЯЕМ теорию по конспектам:
3.1. Разнообразие организмов: одноклеточные и многоклеточные; автотрофы, гетеротрофы, аэробы, анаэробы
3.2. Воспроизведение организмов, его значение. Способы размножения, сходство и различие полового и бесполого размножения. Оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных. Внешнее и внутреннее оплодотворение
3.4. Генетика, ее задачи. Наследственность и изменчивость — свойства организмов. Методы генетики. Основные генетические понятия и символика. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме
3.5. Закономерности наследственности, их цитологические основы. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем, их цитологические основы (моно- и дигибридное скрещивание). Законы Т. Моргана: сцепленное наследование признаков, нарушение сцепления генов. Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Взаимодействие генов. Генотип как целостная система. Генетика человека. Методы изучения генетики человека. Решение генетических задач. Составление схем скрещивания
3.6. Закономерности изменчивости. Ненаследственная (модификационная) изменчивость. Норма реакции. Наследственная изменчивость: мутационная, комбинативная. Виды мутаций и их причины. Значение изменчивости в жизни организмов и в эволюции
3.7. Значение генетики для медицины. Наследственные болезни человека, их причины, профилактика. Вредное влияние мутагенов, алкоголя, наркотиков, никотина на генетический аппарат клетки. Защита среды от загрязнения мутагенами. Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на собственный организм
3.8. Селекция, ее задачи и практическое значение. Вклад Н.И. Вавилова в развитие селекции: учение о центрах многообразия и происхождения культурных растений, закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. Методы селекции и их генетические основы. Методы выведения новых сортов растений, пород животных, штаммов микроорганизмов. Значение генетики для селекции. Биологические основы выращивания культурных растений и домашних животных
3.9. Биотехнология, ее направления. Клеточная и генная инженерия, клонирование. Роль клеточной теории в становлении и развитии биотехнологии. Значение биотехнологии для развития селекции, сельского хозяйства, микробиологической промышленности, сохранения генофонда планеты. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека, направленные изменения генома)
Нажмите на спойлер ниже, чтобы посмотреть краткий теоретический материал к Биология ЕГЭ Задание 7: стадии онтогенеза, способы размножения организмов, изменчивость, виды мутаций, центры происхождения культурных растений, методы селекции и биотехнология.
Открыть справочный материал для задания № 7
Стадии онтогенеза
Способы размножения организмов
Изменчивость
Изменчивость — способность терять старые и приобретать новые признаки и свойства.
Виды мутаций
Закон гомологичных рядов
Генетически близкие виды и роды, связанные друг с другом единством происхождения, характеризуются сходными рядами наследственной изменчивости. Зная ряд форм в пределах одного вида, можно предвидеть нахождение параллельных форм у других видов и родов.
Центры происхождения культурных растений:
Центральноамериканский центр — Южная Мексика (около 10 %: кукуруза, хлопчатник обыкновенный, какао, тыква, табак, подсолнечник, фасоль, перец овощной).
Южноамериканский (Андийский) центр — Южная Америка (Анды) (около 8 %: картофель, ананас, хинное дерево, арахис, кока, томат, хлопчатник тонковолокнистый).
Средиземноморский центр — страны Средиземноморского бассейна (около 11 %: капуста, корнеплоды (сахарная свёкла, морковь и др.), спаржа, артишок, виноград, лавр, кабачок, маслины, клевер, чечевица, пряные травы).
Эфиопский центр — Абиссинское нагорье Африки (около 4 %: твёрдая пшеница, ячмень, кофе, сорго, просо, банан, кола, нут, арбуз, кунжут, лук-шалот).
Юго-Западноазиатский центр — Малая и Средняя Азия, Иран, Афганистан, Юго-Западная Индия (14 %: пшеница, рожь, бобовые, лён, конопля, репа, морковь, чеснок, репчатый лук, дыня, абрикос, груша и др.).
Южноазиатский центр — Тропическая Индия, Индокитай, Южный Китай, Малайзия (около 33 % от общего числа видов культурных растений: рис, ямс, чина, сахарный тростник, цитрусовые, огурец, баклажан, чёрный перец, бергамот, кардамон и др.).
Восточноазиатский центр — Центральный и Восточный Китай, Япония, Корея, Тайвань (20 %: соя, просо, гречиха, плодовые и овощные культуры (вишня, редька и др.)).
В дальнейшем было выделено 12 центров происхождения культурных растений, связанных с центрами одомашнивания животных.
Методы селекции
Гибридизация — получение гибридов от скрещивания генетически разнородных организмов. Гибридизация может быть родственная (инбридинг) и неродственная (аутбридинг).
Эффект гетерозиса — явление повышения жизнеспособности и продуктивности у гибридов первого поколения по сравнению с исходными родительскими формами (гибридная мощь).
Искусственный отбор — процесс создания новых организмов с хозяйственно ценными для человека признаками и свойствами путём систематического сохранения и размножения в ряду поколений особей с данными характеристиками. Различают два вида искусственного отбора: бессознательный (ведущийся без определённого плана) и методический (производится с заданной целью, применим в форме массового (микроорганизмы) и индивидуального (животные и самоопыляющиеся растения) отбора).
Искусственный (экспериментальный) мутагенез — получение мутаций посредством физико-химических агентов (ультрафиолетовое и рентгеновское излучение). С помощью этого метода Г. Д. Карпе-ченко создал новые высокоурожайные сорта ячменя, пшеницы, растений с декоративными листьями.
Также в селекции используют методы биотехнологии, клеточной и генной инженерии, клонирование. Специфичными для растениеводства являются методы ментора (сочетание свойств привоя и подвоя), вегетативного сближения, смеси пыльцы и др., разработанные И. В. Мичуриным. В селекции животных применяют методы искусственного осеменения.
Биотехнология
Биотехнология — применение биологических процессов и использование живых организмов в промышленности, медицине, сельском хозяйстве и других отраслях человеческой деятельности. Направления биотехнологии: получение продуктов питания, кормовых добавок и ценных кормовых белков; получение лекарственных препаратов и средств диагностики; борьба с загрязнением окружающей среды; получение биотоплива; защита растений от вредителей и болезней; создание штаммов микроорганизмов, сортов растений и пород животных с новыми полезными свойствами.
Клеточная инженерия — метод конструирования клеток нового типа 26 на основе их гибридизации, реконструкции и культивирования на питательной среде (ввод в клетку новых хромосом, ядер и других клеточных структур).
Генная инженерия — отрасль молекулярной биологии и генетики, задачами которой являются выделение, конструирование новых рекомбинантных генов или молекул ДНК, создание банка генов и организмов с новой генетической программой.
Этапы трансформации
Клонирование — получение нескольких генетически идентичных организмов путём бесполого (в том числе вегетативного) размножения. Клонированием также называют получение нескольких идентичных копий наследственных молекул (молекулярное клонирование). Группа генетически идентичных организмов или клеток — клон.
В настоящее время клонированы мыши, собаки, коровы и др. Клонирование растений не составляет труда. Клонирование человека запрещено законом многих государств. Перспективно терапевтическое клонирование — воспроизведение отдельных органов и тканей.
Создание клеточной теории позволило связать наследственность и изменчивость с их материальной основой — ДНК, а также определить, что клетка является единицей строения, жизнедеятельности и развития живых организмов. Биотехнология позволила преодолеть бесплодие, обеспечить лечение многих наследственных и приобретённых заболеваний, решить продовольственные и экологические проблемы современности.
Тренировочные задания
Выполните самостоятельно примеры задания № 7 и сверьте свой ответ с правильным (спрятан в спойлере).
[highlight] Пример № 2.[/highlight] Все перечисленные ниже характеристики, кроме двух, соответствуют способу деления, изображённому на рисунке. Определите две характеристики, «выпадающие» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) заключается в распаде тела многоклеточного организма на две или более части, которые затем превращаются в самостоятельные особи;
2) на теле материнской особи появляется небольшой вырост (почка), а затем происходит отделение (отпочковывание) дочерней особи;
3) характерен для кишечнополостных;
4) характерен для плоских, ленточных и кольчатых червей, иглокожих;
5) возможен благодаря регенерации — восстановлению утраченных частей тела.
Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТ
Правильный ответ: 2 3
[highlight] Пример № 3.[/highlight] Все перечисленные ниже характеристики, кроме двух, соответствуют закону генетики, который иллюстрирует рисунок. Определите две характеристики, «выпадающие» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) закон гомологических рядов в наследственной изменчивости;
2) учение о центрах происхождения культурных растений;
3) чем ближе между собой виды и роды, тем больше сходство в изменчивости их признаков;
4) изображены гомологичные ряды изменчивости по форме колосьев у мягкой и твёрдой пшеницы и ячменя;
5) закон открыл отечественный селекционер И. В. Мичурин.
Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТ
Правильный ответ: 2 5
[highlight] Пример № 4.[/highlight] Все перечисленные ниже характеристики, кроме двух, соответствуют закономерности, которую иллюстрирует рисунок. Определите две характеристики, «выпадающие» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) вариационная кривая
2) норма реакции
3) мутационная изменчивость
4) модификационная изменчивость
5) ненаправленные изменения
Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТ
Правильный ответ: 3 5
[highlight] Пример № 5.[/highlight] Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, используются для описания изображённого на рисунке типа дробления зиготы. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) полное
2) неполное
3) равномерное
4) неравномерное
5) асинхронное
Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТ
Правильный ответ: 2 3
[highlight] Пример № 6.[/highlight] Выберите из перечисленных ниже растений два, размножающихся семенами. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) папоротник орляк
2) хвощ полевой
3) клевер красивейший
4) можжевельник скальный
5) плаун булавовидный
Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТ
Правильный ответ: 3 4
Вы смотрели: Биология ЕГЭ Задание 7. Что нужно знать и уметь, план выполнения, примеры с ответами и пояснениями (комментариями) специалистов, анализ типичных ошибок.