Биология ЕГЭ Задание 7

Биология ЕГЭ Задание 7

Биология ЕГЭ Задание 7 проверяет знания об организменном уровне организации жизни. Чтобы выполнить такое задание, необходимо уметь ориентироваться в жизненных циклах развития живых организмов, особенностях их онто- и органогенеза, анализировать свойства и характеристики процессов и структур.

    

Линия 7 ЕГЭ по Биологии. Воспроизведение организмов. Онтогенез. Закономерности наследственности и изменчивости. Селекция. Биотехнология. Множественный выбор (с рис. и без рис.). Коды проверяемых элементов содержания (КЭС): 3.1–3.9. Уровень сложности: Б. Максимальный балл: 2. Примерное время выполнения: 5 мин. Средний % выполнения: 62,8.

Задание представляет собой тестовый вопрос с пятью вариантами ответа. Два пункта являются «выпадающими» из списка. В ответе надо записать цифры, под которыми указаны эти пункты. Цифры в ответе нужно располагать по возрастанию.

Алгоритм выполнения задания № 07 на ЕГЭ по биологии:

  1. Внимательно прочитайте задание.
  2. Проанализируйте, о каком признаке (предмете, организме, функции, процессе) идёт речь.
  3. Определите, какие из предложенных пунктов являются лишними.
  4. Запишите цифры в порядке возрастания в поле ответа КИМ и бланк ответов № 1.

 

Задание 7 (пример выполнения с пояснением)

Линия 07. [highlight] Пример № 1. [/highlight] Все приведённые ниже примеры растений, кроме двух, относятся к семенным растениям. Определите два пункта, «выпадающие» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  1. Липа европейская
  2. Василёк луговой
  3. Плаун булавовидный
  4. Лук скорода
  5. Хвощ полевой

Правильный ответ 3 5

Пояснение к ответу: К семенным растениям относятся все голосеменные и покрытосеменные растения, а также вымершие семенные папоротники. Липа, василёк и лук — покрытосеменные растения, соответственно, относятся к семенным растениям. Хвощ и плаун — споровые растения.

 

Теория, которую необходимо повторить

В период подготовки к экзамену ПОВТОРЯЕМ теорию по конспектам:

3.1. Разнообразие организмов: одноклеточные и многоклеточные; автотрофы, гетеротрофы, аэробы, анаэробы Конспект
3.2. Воспроизведение организмов, его значение. Способы размножения, сходство и различие полового и бесполого размножения. Оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных. Внешнее и внутреннее оплодотворение Конспект
3.3. Онтогенез и присущие ему закономерности. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Причины нарушения развития организмов Конспект
3.4. Генетика, ее задачи. Наследственность и изменчивость — свойства организмов. Методы генетики. Основные генетические понятия и символика. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме Конспект
3.5. Закономерности наследственности, их цитологические основы. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем, их цитологические основы (моно- и дигибридное скрещивание). Законы Т. Моргана: сцепленное наследование признаков, нарушение сцепления генов. Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Взаимодействие генов. Генотип как целостная система. Генетика человека. Методы изучения генетики человека. Решение генетических задач. Составление схем скрещивания Конспект 1,
Конспект 2,
Конспект 3,
Конспект 4,
Конспект 5,
Конспект 6,
Конспект 7
3.6. Закономерности изменчивости. Ненаследственная (модификационная) изменчивость. Норма реакции. Наследственная изменчивость: мутационная, комбинативная. Виды мутаций и их причины. Значение изменчивости в жизни организмов и в эволюции Конспект 1,
Конспект 2,
Конспект 3,
Конспект 4,
Конспект 5.
3.7. Значение генетики для медицины. Наследственные болезни человека, их причины, профилактика. Вредное влияние мутагенов, алкоголя, наркотиков, никотина на генетический аппарат клетки. Защита среды от загрязнения мутагенами. Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на собственный организм Конспект 1,
Конспект 2,
Конспект 3
3.8. Селекция, ее задачи и практическое значение. Вклад Н.И. Вавилова в развитие селекции: учение о центрах многообразия и происхождения культурных растений, закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. Методы селекции и их генетические основы. Методы выведения новых сортов растений, пород животных, штаммов микроорганизмов. Значение генетики для селекции. Биологические основы выращивания культурных растений и домашних животных Конспект 1,
Конспект 2,
Конспект 3
3.9. Биотехнология, ее направления. Клеточная и генная инженерия, клонирование. Роль клеточной теории в становлении и развитии биотехнологии. Значение биотехнологии для развития селекции, сельского хозяйства, микробиологической промышленности, сохранения генофонда планеты. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека, направленные изменения генома) Конспект 1,
Конспект 2,
Конспект 3,
Конспект 4

Нажмите на спойлер ниже, чтобы посмотреть краткий теоретический материал к Биология ЕГЭ Задание 7: стадии онтогенеза, способы размножения организмов, изменчивость, виды мутаций, центры происхождения культурных растений, методы селекции и биотехнология.

Открыть справочный материал для задания № 7

Стадии онтогенеза

Способы размножения организмов

Изменчивость

Изменчивость — способность терять старые и приобретать новые признаки и свойства.

Виды мутаций

Закон гомологичных рядов

Генетически близкие виды и роды, связанные друг с другом единством происхождения, характеризуются сходными рядами наследственной изменчивости. Зная ряд форм в пределах одного вида, можно предвидеть нахождение параллельных форм у других видов и родов.

Центры происхождения культурных растений:

  • Центральноамериканский центр — Южная Мексика (около 10 %: кукуруза, хлопчатник обыкновенный, какао, тыква, табак, подсолнечник, фасоль, перец овощной).
  • Южноамериканский (Андийский) центр — Южная Америка (Анды) (около 8 %: картофель, ананас, хинное дерево, арахис, кока, томат, хлопчатник тонковолокнистый).
  • Средиземноморский центр — страны Средиземноморского бассейна (около 11 %: капуста, корнеплоды (сахарная свёкла, морковь и др.), спаржа, артишок, виноград, лавр, кабачок, маслины, клевер, чечевица, пряные травы).
  • Эфиопский центр — Абиссинское нагорье Африки (около 4 %: твёрдая пшеница, ячмень, кофе, сорго, просо, банан, кола, нут, арбуз, кунжут, лук-шалот).
  • Юго-Западноазиатский центр — Малая и Средняя Азия, Иран, Афганистан, Юго-Западная Индия (14 %: пшеница, рожь, бобовые, лён, конопля, репа, морковь, чеснок, репчатый лук, дыня, абрикос, груша и др.).
  • Южноазиатский центр — Тропическая Индия, Индокитай, Южный Китай, Малайзия (около 33 % от общего числа видов культурных растений: рис, ямс, чина, сахарный тростник, цитрусовые, огурец, баклажан, чёрный перец, бергамот, кардамон и др.).
  • Восточноазиатский центр — Центральный и Восточный Китай, Япония, Корея, Тайвань (20 %: соя, просо, гречиха, плодовые и овощные культуры (вишня, редька и др.)).

В дальнейшем было выделено 12 центров происхождения культурных растений, связанных с центрами одомашнивания животных.

Методы селекции

Гибридизация — получение гибридов от скрещивания генетически разнородных организмов. Гибридизация может быть родственная (инбридинг) и неродственная (аутбридинг).

Эффект гетерозиса — явление повышения жизнеспособности и продуктивности у гибридов первого поколения по сравнению с исходными родительскими формами (гибридная мощь).

Искусственный отбор — процесс создания новых организмов с хозяйственно ценными для человека признаками и свойствами путём систематического сохранения и размножения в ряду поколений особей с данными характеристиками. Различают два вида искусственного отбора: бессознательный (ведущийся без определённого плана) и методический (производится с заданной целью, применим в форме массового (микроорганизмы) и индивидуального (животные и самоопыляющиеся растения) отбора).

Искусственный (экспериментальный) мутагенез — получение мутаций посредством физико-химических агентов (ультрафиолетовое и рентгеновское излучение). С помощью этого метода Г. Д. Карпе-ченко создал новые высокоурожайные сорта ячменя, пшеницы, растений с декоративными листьями.

Также в селекции используют методы биотехнологии, клеточной и генной инженерии, клонирование. Специфичными для растениеводства являются методы ментора (сочетание свойств привоя и подвоя), вегетативного сближения, смеси пыльцы и др., разработанные И. В. Мичуриным. В селекции животных применяют методы искусственного осеменения.

Биотехнология

Биотехнология — применение биологических процессов и использование живых организмов в промышленности, медицине, сельском хозяйстве и других отраслях человеческой деятельности. Направления биотехнологии: получение продуктов питания, кормовых добавок и ценных кормовых белков; получение лекарственных препаратов и средств диагностики; борьба с загрязнением окружающей среды; получение биотоплива; защита растений от вредителей и болезней; создание штаммов микроорганизмов, сортов растений и пород животных с новыми полезными свойствами.

Клеточная инженерия — метод конструирования клеток нового типа 26 на основе их гибридизации, реконструкции и культивирования на питательной среде (ввод в клетку новых хромосом, ядер и других клеточных структур).

Генная инженерия — отрасль молекулярной биологии и генетики, задачами которой являются выделение, конструирование новых рекомбинантных генов или молекул ДНК, создание банка генов и организмов с новой генетической программой.

Этапы трансформации

Клонирование — получение нескольких генетически идентичных организмов путём бесполого (в том числе вегетативного) размножения. Клонированием также называют получение нескольких идентичных копий наследственных молекул (молекулярное клонирование). Группа генетически идентичных организмов или клеток — клон.

В настоящее время клонированы мыши, собаки, коровы и др. Клонирование растений не составляет труда. Клонирование человека запрещено законом многих государств. Перспективно терапевтическое клонирование — воспроизведение отдельных органов и тканей.

Создание клеточной теории позволило связать наследственность и изменчивость с их материальной основой — ДНК, а также определить, что клетка является единицей строения, жизнедеятельности и развития живых организмов. Биотехнология позволила преодолеть бесплодие, обеспечить лечение многих наследственных и приобретённых заболеваний, решить продовольственные и экологические проблемы современности.

 

Тренировочные задания

Выполните самостоятельно примеры задания № 7 и сверьте свой ответ с правильным (спрятан в спойлере).

[highlight] Пример № 2.[/highlight] Все перечисленные ниже характеристики, кроме двух, соответствуют способу деления, изображённому на рисунке. Определите две характеристики, «выпадающие» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
  • 1) заключается в распаде тела многоклеточного организма на две или более части, которые затем превращаются в самостоятельные особи;
  • 2) на теле материнской особи появляется небольшой вырост (почка), а затем происходит отделение (отпочковывание) дочерней особи;
  • 3) характерен для кишечнополостных;
  • 4) характерен для плоских, ленточных и кольчатых червей, иглокожих;
  • 5) возможен благодаря регенерации — восстановлению утраченных частей тела.
Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТПравильный ответ:  2 3

 

[highlight] Пример № 3.[/highlight] Все перечисленные ниже характеристики, кроме двух, соответствуют закону генетики, который иллюстрирует рисунок. Определите две характеристики, «выпадающие» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
  • 1) закон гомологических рядов в наследственной изменчивости;
  • 2) учение о центрах происхождения культурных растений;
  • 3) чем ближе между собой виды и роды, тем больше сходство в изменчивости их признаков;
  • 4) изображены гомологичные ряды изменчивости по форме колосьев у мягкой и твёрдой пшеницы и ячменя;
  • 5) закон открыл отечественный селекционер И. В. Мичурин.
Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТПравильный ответ:  2 5

 

[highlight] Пример № 4.[/highlight] Все перечисленные ниже характеристики, кроме двух, соответствуют закономерности, которую иллюстрирует рисунок. Определите две характеристики, «выпадающие» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
  • 1) вариационная кривая
  • 2) норма реакции
  • 3) мутационная изменчивость
  • 4) модификационная изменчивость
  • 5) ненаправленные изменения
Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТПравильный ответ: 3 5

 

[highlight] Пример № 5.[/highlight] Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, используются для описания изображённого на рисунке типа дробления зиготы. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
  • 1) полное
  • 2) неполное
  • 3) равномерное
  • 4) неравномерное
  • 5) асинхронное
Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТПравильный ответ: 2 3

 

[highlight] Пример № 6.[/highlight] Выберите из перечисленных ниже растений два, размножающихся семенами. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
  • 1) папоротник орляк
  • 2) хвощ полевой
  • 3) клевер красивейший
  • 4) можжевельник скальный
  • 5) плаун булавовидный
Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТПравильный ответ:  3 4

 


Вы смотрели: Биология ЕГЭ Задание 7. Что нужно знать и уметь, план выполнения, примеры с ответами и пояснениями (комментариями) специалистов, анализ типичных ошибок.

    

Биология ЕГЭ Задание 7

Похожие записи

Форма для написания комментария

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки комментариев: от 1 часа до 3 дней