Биология ЕГЭ Задание 6
Биология ЕГЭ Задание 6
Биология ЕГЭ Задание 6 (2022 год) проверяет знания о структурной организации клеток живых организмов. Чтобы выполнить такое задание, необходимо понимать взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки, иметь представление о химическом составе клетки, уметь анализировать информацию в графической форме.
Линия 6 ЕГЭ по Биологии. Клетка как биологическая система. Жизненный цикл клетки. Множественный выбор (с рис. и без рис). Коды проверяемых элементов содержания (КЭС): 2.1–2.7. Уровень сложности: Б. Максимальный балл: 2. Примерное время выполнения: 4 мин. Средний % выполнения: 70.
Задание представляет собой тестовый вопрос (с рисунком или без него) с пятью вариантами ответа. Два из них являются «выпадающими» из списка. В ответе надо записать цифры, под которыми указаны эти пункты. Цифры в ответе нужно располагать по возрастанию.
Алгоритм выполнения задания № 6
- Внимательно прочитайте задание.
- Проанализируйте, о каком признаке (организме, функции) идёт речь.
- Определите, какие из предложенных пунктов являются лишними.
- Запишите цифры в порядке возрастания в поле ответа КИМ и бланк ответов № 1.
Задание 6 (пример выполнения с пояснением)
Линия 06. [highlight] Пример № 1. [/highlight] Все перечисленные ниже структуры, кроме двух, можно использовать для описания бактериальной клетки. Определите два пункта, «выпадающие» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
- пили
- капсула
- ядро
- цитоплазма
- хлоропласты
Правильный ответ: 3 5
Пояснение: «Выпадающими» из списка являются пункты 3 (ядро) и 5 (хлоропласты), поскольку они отсутствуют у бактериальной клетки. Ядро — структура эукариотической клетки. Хлоропласты характерны для растительной клетки.
Теория, которую необходимо повторить
В период подготовки к экзамену ПОВТОРЯЕМ теорию по конспектам:
2.1. Современная клеточная теория, ее основные положения, роль в формировании современной естественнонаучной картины мира. Развитие знаний о клетке. Клеточное строение организмов — основа единства органического мира, доказательство родства живой природы | Конспект 1, Конспект 2 |
2.2. Многообразие клеток. Прокариоты и эукариоты. Сравнительная характеристика клеток растений, животных, бактерий, грибов | Конспект |
2.3. Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы. Взаимосвязь строения и функций неорганических и органических веществ (белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов, АТФ), входящих в состав клетки. Роль химических веществ в клетке и организме человека | Конспект |
2.4. Строение клетки. Взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки — основа ее целостности | Конспект |
2.5. Обмен веществ и превращения энергии — свойства живых организмов. Энергетический обмен и пластический обмен, их взаимосвязь. Стадии энергетического обмена. Брожение и дыхание. Фотосинтез, его значение, космическая роль. Фазы фотосинтеза. Световые и темновые реакции фотосинтеза, их взаимосвязь. Хемосинтез. Роль хемосинтезирующих бактерий на Земле | Конспект 1, Конспект 2, Конспект 3 |
2.6. Генетическая информация в клетке. Гены, генетический код и его свойства. Матричный характер реакций биосинтеза. Биосинтез белка и нуклеиновых кислот | Конспект 1, Конспект 2 |
2.7. Клетка — генетическая единица живого. Хромосомы, их строение (форма и размеры) и функции. Число хромосом и их видовое постоянство. Соматические и половые клетки. Жизненный цикл клетки: интерфаза и митоз. Митоз — деление соматических клеток. Мейоз. Фазы митоза и мейоза. Развитие половых клеток у растений и животных. Деление клетки — основа роста, развития и размножения организмов. Роль мейоза и митоза | Конспект 1, Конспект 2, Конспект 3, Конспект 4 |
Нажмите на спойлер ниже, чтобы посмотреть краткий теоретический материал к данной линии (общие структуры для эукариотических клеток, сравнение структур клеток: бактериальной, грибной, растительной, животной).
Тренировочные задания с ответами
Выполните самостоятельно примеры задания № 4 и сверьте свой ответ с правильным (спрятан в спойлере).
[highlight] Пример № 2.[/highlight] Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, используются для описания изображённой на рисунке клеточной структуры. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.- 1) двумембранный органоид клетки;
- 2) ограничивает внутреннее содержимое клетки от внешней среды;
- 3) состоит из целлюлозы;
- 4) имеет слой гликокаликса;
- 5) обладает избирательной проницаемостью.
[highlight] Пример № 3.[/highlight] Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, используются для описания изображённого на рисунке процесса деления клетки. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
- 1) тип деления клетки — мейоз;
- 2) фаза деления клетки — анафаза;
- 3) центромера не делится;
- 4) нити веретена деления растягивают отделившиеся друг от друга хроматиды к противоположным полюсам;
- 5) разделённые хроматиды называются дочерними хромосомами.
[highlight] Пример № 4.[/highlight] Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, используются для описания изображённого на рисунке уровня организации белка. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
- 1) образуется укладкой полипептидных цепей в спираль;
- 2) образуется за счёт ковалентных пептидных связей между аминокислотными остатками;
- 3) спираль имеет одинаковые расстояния между витками;
- 4) характерна для глобулярных белков;
- 5) включает небелковые компоненты: ионы металлов, коферменты.
[highlight] Пример № 5.[/highlight] Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, используются для описания изображённой на рисунке молекулы. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
- 1) мононуклеотид;
- 2) при полном расщеплении 1 г высвобождается 17,6 кДж энергии;
- 3) образуется при дыхании, брожении и фотосинтезе;
- 4) может существовать в ациклической и циклической формах;
- 5) является универсальным хранителем и переносчиком энергии.
[highlight] Пример № 6.[/highlight]
Все перечисленные ниже функции, кроме двух, в живых организмах способны выполнять углеводы. Определите две функции, «выпадающие» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
- 1) структурную;
- 2) транспортную;
- 3) запасающую;
- 4) каталитическую;
- 5) энергетическую.
Вы смотрели: Биология ЕГЭ Задание 6. Что нужно знать и уметь, план выполнения, примеры с ответами и пояснениями (комментариями) специалистов, анализ типичных ошибок.
Биология ЕГЭ Задание 4