Биология ЕГЭ Задание 5
Биология ЕГЭ Задание 5
Биология ЕГЭ Задание 5 проверяет знания о жизненных циклах клеток. Чтобы выполнить такое задание, надо знать процессы жизнедеятельности клетки, уметь устанавливать взаимосвязи между процессами и их составляющими.
Линия 5 ЕГЭ по Биологии. Клетка как биологическая система. Строение клетки, метаболизм. Жизненный цикл клетки. Установление соответствия (с рис. и без рис.) Коды проверяемых элементов содержания (КЭС): 2.1–2.7. Уровень сложности: П. Максимальный балл: 2. Примерное время выполнения: 5 мин. Средний % выполнения: 55,6.
Задание включает два списка элементов, между которыми нужно установить соответствие: к каждому пункту первого столбца (обозначен буквой) следует подобрать соответствующий пункт из второго столбца (обозначен цифрой). В ответе надо записать получившуюся последовательность цифр.
Алгоритм выполнения задания № 5 на ЕГЭ по биологии:
- Внимательно прочитайте задание.
- Проанализируйте, о каком биологическом процессе (явлении, объекте) идёт речь.
- Подберите к пункту А первого столбца соответствующий пункт из второго столбца (обозначен цифрой). Запишите в таблицу КИМ под буквой А выбранную цифру.
- Подберите пары для остальных пунктов первого столбца.
- Запишите получившуюся последовательность цифр в бланк ответов № 1.
Задание 5 (пример выполнения с пояснением)
Линия 5. [highlight] Пример № 1. [/highlight] Установите соответствие между процессами и этапами жизненного цикла клетки: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРОЦЕССЫ |
ЭТАПЫ |
А) расхождение сестринских хромосом по нитям веретена деления к полюсам | 1) митоз |
Б) репликация ДНК | 2) интерфаза |
В) разрушение ядерной оболочки | |
Г) спирализация хромосом | |
Д) образование веретена деления |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Правильный ответ:
Пояснение: Интерфаза включает рост, развитие клетки, синтез белков (а также сборку рибосом), репликацию ДНК и процессы, сопровождающие их. В то же время для митоза характерны процессы, связанные с делением клетки.
Теория, которую необходимо повторить
В период подготовки к экзамену ПОВТОРЯЕМ теорию по конспектам:
2.1. Современная клеточная теория, ее основные положения, роль в формировании современной естественнонаучной картины мира. Развитие знаний о клетке. Клеточное строение организмов — основа единства органического мира, доказательство родства живой природы | Конспект 1, Конспект 2 |
2.2. Многообразие клеток. Прокариоты и эукариоты. Сравнительная характеристика клеток растений, животных, бактерий, грибов | Конспект |
2.3. Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы. Взаимосвязь строения и функций неорганических и органических веществ (белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов, АТФ), входящих в состав клетки. Роль химических веществ в клетке и организме человека | Конспект |
2.4. Строение клетки. Взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки — основа ее целостности | Конспект |
2.5. Обмен веществ и превращения энергии — свойства живых организмов. Энергетический обмен и пластический обмен, их взаимосвязь. Стадии энергетического обмена. Брожение и дыхание. Фотосинтез, его значение, космическая роль. Фазы фотосинтеза. Световые и темновые реакции фотосинтеза, их взаимосвязь. Хемосинтез. Роль хемосинтезирующих бактерий на Земле | Конспект 1, Конспект 2, Конспект 3 |
2.6. Генетическая информация в клетке. Гены, генетический код и его свойства. Матричный характер реакций биосинтеза. Биосинтез белка и нуклеиновых кислот | Конспект 1, Конспект 2 |
2.7. Клетка — генетическая единица живого. Хромосомы, их строение (форма и размеры) и функции. Число хромосом и их видовое постоянство. Соматические и половые клетки. Жизненный цикл клетки: интерфаза и митоз. Митоз — деление соматических клеток. Мейоз. Фазы митоза и мейоза. Развитие половых клеток у растений и животных. Деление клетки — основа роста, развития и размножения организмов. Роль мейоза и митоза | Конспект 1, Конспект 2, Конспект 3, Конспект 4 |
Нажмите на спойлер ниже, чтобы посмотреть краткий теоретический материал к данной линии ().
Тренировочные задания
Выполните самостоятельно примеры задания № 5 и сверьте свой ответ с правильным (спрятан в спойлере).
[highlight] Пример № 2.[/highlight] Установите соответствие между характеристиками и структурами, обозначенными на рисунке буквами а, б: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКА |
СТРУКТУРА |
A) микротрубочки | 1) а |
Б) микрофиламенты | 2) б |
B) состоят из актина и миозина | |
Г) состоят из тубулинов | |
Д) полые цилиндры | |
Е) формируют центриоли клеточного центра |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
[highlight] Пример № 3.[/highlight] Установите соответствие между характеристиками и хромосомами человека, обозначенными на рисунке буквами а, б: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКА |
СТРУКТУРА |
A) Х-хромосома | 1) а |
Б) Y-хромосома | 2) б |
B) все гены этой хромосомы имеют аллельную пару | |
Г) не все гены этой хромосомы имеют аллельную пару | |
Д) содержится в клетках мужских организмов | |
Е) содержится в клетках и мужских, и женских организмов |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
[highlight] Пример № 4.[/highlight] Установите соответствие между типом клетки и его характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКА |
ТИП КЛЕТКИ |
A) содержат одинарный набор хромосом | 1) соматические |
Б) содержат двойной набор хромосом | 2) половые |
B) хромосомы представлены в единственном числе | |
Г) хромосомы представлены парами | |
Д) присутствуют гомологичные хромосомы | |
Е) гомологичные хромосомы отсутствуют |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
[highlight] Пример № 5.[/highlight] Установите соответствие между характеристиками и процессами, обозначенными на рисунке буквами а, б: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКА |
ПРОЦЕСС |
A) фагоцитоз | 1) а |
Б) пиноцитоз | 2) б |
B) поглощение твёрдых частиц | |
Г) поглощение крупных частиц | |
Д) поглощение жидких частиц | |
Е) поглощение растворённых частиц |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
[highlight] Пример № 6.[/highlight] Установите соответствие между характеристиками и структурами, обозначенными на рисунке буквами а, б: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКА |
СТРУКТУРА |
A) шероховатый эндоплазматический ретикулум | 1) а |
Б) гладкий эндоплазматический ретикулум | 2) б |
B) на поверхности расположены рибосомы | |
Г) на поверхности осуществляется синтез белка | |
Д) на поверхности осуществляется синтез липидов и углеводов |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Вы смотрели: Биология ЕГЭ Задание 5. Что нужно знать и уметь, план выполнения, примеры с ответами и пояснениями (комментариями) специалистов, анализ типичных ошибок.
Биология ЕГЭ Задание 5