Биология ЕГЭ Задание 4 (2022 год) проверяет знания о закономерностях наследственности и их цитологических основах. Чтобы выполнить такое задание, необходимо иметь чёткое представление о доминантных и рецессивных признаках, аллельных генах, анализирующем скрещивании, гетеро- и гомогаметности, знать основные законы генетики, уметь составлять схему скрещивания с указанием генотипов родителей, гамет, генотипов и фенотипов потомства.
Линия 4 ЕГЭ по Биологии. Моно- и дигибридное, анализирующее скрещивание. Решение биологической задачи. Коды проверяемых элементов содержания (КЭС): 3.5. Уровень сложности: Б. Максимальный балл: 1. Примерное время выполнения: 5 мин. Средний % выполнения: 64,7.
Задание представляет собой текстовую задачу по генетике. В ответе необходимо записать буквы, последовательность цифр в порядке убывания или конкретное число.
Алгоритм выполнения задания № 04 на ЕГЭ по биологии:
Внимательно прочитайте задачу.
Проанализируйте, о взаимодействии каких генов идёт речь.
Составьте схему скрещивания.
Если необходимо, выполните вычисления на черновике.
Запишите ответ в виде последовательности цифр в порядке убывания (если надо определить соотношение получившихся фенотипов), букв (если необходимо определить гаметы), чисел (если нужно вычислить вероятность, процентное соотношение, количество) в поле ответа КИМ и бланк ответов № 1.
Линия 04. [highlight] Пример № 1. [/highlight] Определите соотношение фенотипов у потомства, полученного от скрещивания особей с генотипами АаВb и АаВВ. Ответ запишите в виде последовательности цифр, показывающих соотношение получившихся фенотипов, в порядке их убывания.
Правильный ответ: 6 : 2
Пояснение (решение).
Теория, которую необходимо повторить
В период подготовки к экзамену ПОВТОРЯЕМ теорию по конспектам:
КЭС 3.5. Закономерности наследственности, их цитологические основы. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем, их цитологические основы (моно- и дигибридное скрещивание). Законы Т. Моргана: сцепленное наследование признаков, нарушение сцепления генов. Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Взаимодействие генов. Генотип как целостная система. Генетика человека. Методы изучения генетики человека. Решение генетических задач. Составление схем скрещивания
Нажмите на спойлер ниже, чтобы посмотреть основный теоретический материал к данной линии: основные генетические понятия, первый, второй и третий законы Менделя, анализирующее скрещивание.
Открыть краткий справочный материал к заданию № 6
Основные генетические понятия
Ген — структурная и функциональная единица наследственности живых организмов; участок ДНК, задающий последовательность определённого белка либо функциональной РНК.
Аллели — различные формы одного и того же гена, расположенные в одинаковых локусах гомологичных хромосом и определяющие альтернативные варианты развития одного и того же признака.
Доминантный ген — аллель, определяющий развитие признака не только в гомозиготном, но и в гетерозиготном состоянии; такой признак будет называться доминантным.
Рецессивный ген — аллель, определяющий развитие признака только в гомозиготном состоянии; такой признак будет называться рецессивным.
Гетерозигота — диплоидный организм, копии генов которого в гомологичных хромосомах представлены разными аллелями.
Генотип — совокупность генов организма.
Первый закон Г. Менделя
При скрещивании двух гомозиготных особей, отличающихся друг от друга одной парой альтернативных признаков, всё потомство в первом поколении единообразно как по фенотипу, так и по генотипу.
Второй закон Г. Менделя
При скрещивании гибридов первого поколения (двух гетерозиготных особей) во втором происходит расщепление 3:1. Наряду с доминантным появляется и рецессивный признак.
Анализирующее скрещивание
Скрещивание, когда особь с неизвестным генотипом, который нужно установить (АА или Аа), скрещивается с рецессивной гомозиготой (аа). Если всё потомство от этого скрещивания будет однообразным, исследуемый организм имеет генотип АА. Если в потомстве будет наблюдаться расщепление по фенотипу 1:1, исследуемый организм — гетерозиготный Аа.
Третий закон Г. Менделя
При скрещивании гомозиготных особей, отличающихся двумя парами альтернативных признаков или более, каждый признак наследуется независимо от других, комбинируясь во всех возможных сочетаниях.
Тренировочные задания
Выполните самостоятельно примеры задания № 4 и сверьте свой ответ с правильным (спрятан в спойлере).
[highlight] Пример № 2.[/highlight] Способность лучше владеть правой рукой у человека доминирует над леворукостью. Женщина-правша, отец которой был левшой, вышла замуж за мужчину-левшу. Какова вероятность того, что в этой семье родится леворукий ребёнок? В ответе запишите только цифры.
Посмотреть правильный ОТВЕТ и пояснение
Верный ответ: 50 %.
Решение. Составим таблицу: запишем гены и признаки, за которые они отвечают.
Ген
Признак
А
Праворукость
а
Леворукость
Поскольку женщина праворука, то в её генотипе должен быть как минимум один аллель А. Известно, что отец этой женщины был левшой, значит, его генотип был аа. От отца она могла получить лишь аллель а, соответственно, по генотипу такая женщина должна быть гетерозиготной — Аа. Её муж левша, значит, по генотипу он — аа.
[highlight] Пример № 3.[/highlight] У человека карий цвет глаз доминирует над голубым, а праворукость — над леворукостью. Гены не сцеплены. Определите соотношение фенотипов, если родители — кареглазые правши, гетерозиготные по двум парам признаков. Ответ запишите в виде последовательности цифр, показывающих соотношение получившихся фенотипов, в порядке их убывания.
Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТ
Правильный ответ: 9331
[highlight] Пример № 4.[/highlight] Сколько типов гамет образует зигота АаВbСс, если гены не сцеплены? В ответ запишите только соответствующее число.
Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТ
Правильный ответ: 8
[highlight] Пример № 5.[/highlight] У отца отрицательный резус-фактор крови, а у матери — положительный (гетерозигота). Какова вероятность (в %) рождения детей с положительным резус-фактором? В ответе запишите только соответствующее число.
Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТ
Правильный ответ: 50
[highlight] Пример № 6.[/highlight] Сколько разных фенотипов образуется при скрещивании двух дигетерозигот, если гены находятся в разных хромосомах? Ответ запишите в виде цифры.
Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТ
Правильный ответ: 4
Вы смотрели: Биология ЕГЭ Задание 4. Что нужно знать и уметь, план выполнения, примеры с ответами и пояснениями (комментариями) специалистов, анализ типичных ошибок.