Биология ЕГЭ Задание 28 проверяет умение применять знания по генетике в решении задач. Чтобы выполнить такое задание, надо знать основы генеалогического метода, уметь определять тип взаимодействия аллельных и неаллельных генов, вероятность проявления признака у потомков, вид скрещивания, сцепление генов.
Линия 28 ЕГЭ по Биологии. Решение задач по генетике на применение знаний в новой ситуации. Коды проверяемых элементов содержания (КЭС): 3.5. Уровень сложности: В (высокий). Максимальный балл: 3. Примерное время выполнения: 20 мин. Средний % выполнения: 25 (!).
Задание представляет собой текстовую задачу, которая решается согласно основным генетическим законам (первый, второй, третий законы Менделя, законы сцепленного наследования Моргана, закономерности взаимодействия неаллельных генов). В ответе надо записать ход решения задачи с пояснениями.
Алгоритм выполнения задания № 28
Внимательно прочитайте задачу.
Проанализируйте, о каком генетическом процессе идёт речь.
Выполните необходимые вычисления на черновике.
Запишите развёрнутый ответ с ходом решения и пояснениями.
Обратите внимание! В решении задачи недостаточно написать одну лишь схему скрещиваний. Надо подробно описать все фенотипы и генотипы, пояснить результаты расщепления, указать вероятность рождения больных и здоровых потомков.
Задание 28 (пример выполнения)
Линия 28. [highlight] Пример № 1. [/highlight] В семье мать имеет I группу крови, отец — IV. Определите, какова вероятность (в процентах) рождения ребёнка с II группой крови в данной семье?
Содержание верного ответа (правильный ответ должен содержать следующие позиции)
1) Группы крови человека наследуются как кодоминирование:
I группа имеет запись OO (антигены в крови отсутствуют);
II группа — АО либо АА (присутствует антиген А);
III группа — ВО либо ВВ (антиген В);
IV группа — АВ (присутствуют антигены А и В).
2) Генотипы родителей: Определим, какие типы гамет дают родительские организмы: у матери могут образовываться гаметы только одного типа — О, а у отца — гаметы двух типов — А и В. При комбинации материнских и отцовских гамет в равной степени могут родиться дети с генотипами АО (фенотип — II группа крови) и ВО (фенотип — III группа крови). F1 : IАIO; IВIO 50 % АО (II); 50 % ВО (III) — по фенотипу.
3) Вероятность рождения ребёнка с II группой крови — 50 %.
Теория, которую необходимо повторить
В период подготовки к экзамену Биология ЕГЭ Задание 28 ПОВТОРЯЕМ теорию по конспектам:
Нажмите на спойлер ниже, чтобы посмотреть краткий теоретический материал к данной линии (законы Т.Моргана, генетика пола, взаимодействие генов, генетика человека, условные обозначения и важная информация для решения задач по генетике). Справочная информация поможет быстро вспомнить нужный материал по биологии для успешного выполнения Биология ЕГЭ Задание 28.
Открыть справочный материал для задания № 28
Законы Т. Моргана
В каждой хромосоме локализовано множество генов. Гены, расположенные в одной хромосоме, образуют группу сцепления и наследуются вместе. Совместное наследование генов Т. Морган предложил назвать сцепленным. Число групп сцепления соответствует гаплоидному набору хромосом. Способ наследования сцепленных генов отличается от наследования генов, находящихся в разных хромосомах. При независимом комбинировании дигибрид образует четыре типа гамет в равных количествах, а дигибрид с генами, локализованными в одной паре хромосом, — только два типа гамет, тоже в равных количествах.
Возникают и другие типы гамет — Аb и аВ — с новыми комбинациями генов, отличающимися от родительских. Причина этого — кроссинговер (обмен участками гомологичных хромосом). Особи, получающиеся из гамет с новым сочетанием аллелей, — кроссинговерные (рекомбинантные). Частота перекрёста между двумя генами, локализованными в одной хромосоме, пропорциональна расстоянию между ними. Кроссинговер между двумя генами происходит тем реже, чем ближе друг к другу они расположены.
Генетика пола
Пол — совокупность признаков и свойств организма, обеспечивающих воспроизведение потомства и передачу наследственной информации. Принято говорить о существовании двух полов: мужского и женского. Половой диморфизм — различия морфологических, физиологических и биохимических признаков у особей разных полов; их хромосомные наборы отличаются по строению половых хромосом. Половые хромосомы — хромосомы, по которым самцы отличаются от самок. Поскольку мужские и женские особи встречаются с одинаковой частотой, то один пол гомозиготен (гомогаметен), другой — гетерозиготен (гетерогаметен).
XY-тип определения пола характерен для большинства позвоночных и некоторых беспозвоночных (дрозофилы, человек и др.). Одинаковые хромосомы у одного пола называются Х-хромосомами, непарная половая хромосома — Y-хромосома. Хромосомы, не имеющие различий у разных полов, — аутосомы. XX — женские половые хромосомы, XY — мужские. В мужском организме (XY) образуются гаметы (сперматозоиды) с Х-хромосомами и Y-хромосомами; у женщин (XX) формируются гаметы (яйцеклетки) только с Х-хромосомами. При слиянии двух гамет, несущих Х-хромосомы, образуется женский организм (XX), при слиянии яйцеклетки с Х-хромосомой и сперматозоида с Y-хромосомой — мужской организм (XY). Пол ребёнка определяет гетерозиготный организм (XY).
ХО-тип определения пола встречается у большинства прямокрылых, клопов, жуков, пауков, у которых Y-хромосомы нет вовсе, так что самцы имеют генотип ХО, а самки — XX. У птиц, бабочек и пресмыкающихся самцы — гомогаметный пол (ZZ), а самки — гетерогаметный (ZW или ZO). Половые хромосомы у этих видов обозначаются Z и W.
Гаплоидия широко распространена у пчёл и муравьёв. У этих организмов нет половых хромосом: самки — диплоидные особи, самцы — гаплоидные.
Определение пола может обусловливаться внешними факторами. У отдельных рептилий пол зависит от температуры, в которой развивалось яйцо. Это явление носит название температурозависимого определения пола (у черепах при низких температурах появляются только самцы, у ящериц — только самки). Некоторые улитки практикуют смену пола взрослой особи. У тропических рыб-клоунов доминирующая особь в группе становится самкой, остальные — самцами. У морского червя эхиуриды личинка становится самцом, если она попадёт на тело самки, и самкой, если окажется на дне. Направление развития личинки, попавшей на самку, по мужскому пути вызывается химическим веществом, которое выделяется кожей самки.
Признаки, сцепленные с полом, — признаки, гены которых локализованы в половых хромосомах, а наследование таких признаков называется наследованием, сцепленным с полом. Впервые его изучил Т. Морган при анализе наследования цвета глаз (красного и белого) у дрозофилы.
Гены, локализованные в половых хромосомах:
Первая группа — гены, полностью сцепленные с полом. Они располагаются в негомологичном участке Х-хромосомы, которая не имеет гомолога в Y-хромосоме, и передаются исключительно через Х-хромосому. К числу таких генов относятся рецессивные гены гемофилии, доминантный ген гипофосфатемии.
Вторая группа — небольшое число генов, тоже полностью сцепленных с полом, но расположенных в негомологичном участке Y-хромосомы. Поскольку Y-хромосома содержит незначительное количество генов (у человека контролирует дифференцировку семенников, содержит гены перепонок между пальцами ног, волосатых ушей, ихтиоза — чешуйчатости кожи), её называют генетически инертной или генетически пустой. Гены Y-хромосомы передаются от отца ко всем его сыновьям.
Третья группа — гены, не полностью (частично) сцепленные с полом. Они расположены в гомологичных участках X- и Y-хромосом, могут передаваться как с Х-, так и с Y-хромосомой и переходить из одной в другую при кроссинговере.
Взаимодействия генов
Взаимодействия аллельных генов:
Полное доминирование (доминантность) — полное преобладание в фенотипе гетерозиготного организма одного аллеля (доминантного) над другим (рецессивным) одного и того же гена.
Неполное доминирование — у гетерозиготного организма доминантный аллель не до конца подавляет рецессивный того же — гена. При неполном доминировании фенотип гетерозиготы Аа будет промежуточным между фенотипом доминантной АА и рецессивной аа гомозигот.
Сверхдоминирование — доминантный аллель в гетерозиготном состоянии проявляется в фенотипе сильнее, чем в гомозиготном (Аа > АА). При этом типе имеет место действие летальных генов (серповидноклеточная анемия в условиях заражения малярией: здоровая особь АА гибнет от малярии, особь Аа — рецессивный аллель а (серповидноклеточная анемия) защищает организм от заболевания малярией, гомозиготы аа умирают от анемии).
Кодоминирование — в фенотипе гетерозиготного организма проявляются оба аллеля одного и того же гена. IV группа крови человека (генотип IАIВ): в эритроцитах крови одновременно имеются антиген А (IАIА или IАIO), характерный для II группы крови, и антиген В (аллель IBIB или IBIO), свойственный III группе крови. Их отсутствие (IOIO) в крови человека определяет формирование I группы крови. Аллели IА и IB — кодоминантные.
Кодоминирование и неполное доминирование фенотипически схожи, но имеют различные механизмы проявления. Кодоминирование — полноценное проявление двух аллелей; неполное доминирование — доминантный аллель частично подавляет рецессивный, генотипы различаются степенью выраженности признака.
Взаимодействие неаллельных генов:
Эпистаз — взаимодействие неаллельных генов, при котором один ген подавляет действие гена из другой (неаллельной) пары. Подавляющий ген называется эпистатическим, или супрессором (ингибитором), подавляемый — гипостатическим. Если ингибитор доминантный, эпистаз называют доминантным (А > В). Если ингибитор рецессивный, эпистаз — рецессивный (аа > В_ или аа > bb).
Плейотропия — явление множественного действия гена. Выражается в способности одного гена влиять на несколько фенотипических признаков. Один белок-фермент, образующийся под контролем одного гена, определяет развитие не только данного признака, но и воздействует на вторичные реакции биосинтеза других признаков и свойств, вызывая их изменения (синдром Марфана).
Полимерия — взаимодействие неаллельных генов, при котором один и тот же признак контролируется несколькими доминантными неаллельными генами, действующими на этот признак однозначно и в равной степени, усиливая его проявление. Такие однозначные гены называют полигенами (полимерными) и обозначают одной буквой латинского алфавита, но с разными цифровыми индексами. Например, доминантные полимерные гены — А1, А2, А3 и т. д., рецессивные — а1, а2, а3 и т. д. Различают два вида полимерии: кумулятивная (наследование, при котором с увеличением дозы доминантных генов усиливается степень выраженности признака, — цвет кожи) и некумулятивная (степень выраженности признака не зависит от количества доминантных генов с однозначным фенотипическим проявлением, признак развивается в полной мере при наличии хотя бы одного гена).
Комплементарность — взаимодействие неаллельных генов, в результате которого проявляется новый признак, не определявшийся ни одним, ни другим геном.
Типы комплементарноcти:
Развитие нового признака организма определяется доминантными генами из различных пар хромосом, каждый из которых не имеет самостоятельного фенотипического проявления.
Один из доминантных генов способен к самостоятельному фенотипическому проявлению.
Доминантные гены из разных пар хромосом, каждый из которых имеет собственное фенотипическое проявление.
Генетика человека
Генетика человека — раздел общей генетики, изучающий особенности наследования признаков у человека, наследственные заболевания (медицинская генетика), генетическую структуру популяций человека. Генетика человека является теоретической основой современной медицины и современного здравоохранения.
Главная цель: разработка путей сохранения, продления и оздоровления жизни человека, а также выявление его истинных способностей. Методы:
генеалогический;
близнецовый;
цитогенетический;
биохимический;
популяционно-статистический;
метод дерматоглифики;
молекулярно-генетический;
гибридизация ДНК;
метод соматической гибридизации.
Генеалогический метод
Генеалогический метод — метод изучения характера наследования определённого признака (в том числе наследственных заболеваний) или оценки вероятности его появления у потомков, основанный на составлении и анализе родословных. Он позволил выявить наследственную природу таких заболеваний, как гемофилия, дальтонизм, хорея Гентингтона и др., ещё до открытия основных закономерностей наследственности.
При составлении родословных ведут записи о каждом из членов семьи и учитывают степень родства между ними. Далее на основании полученных данных с помощью специальной символики строится родословное древо.
Условные обозначения, используемые при составлении родословных
Генеалогический метод можно использовать на одной семье, если есть сведения о достаточном количестве прямых родственников человека, родословная которого — пробанда — составляется по отцовской и материнской линиям. В противном случае собирают сведения о нескольких семьях, в которых проявляется данный признак. Генеалогический метод позволяет установить не только наследуемость признака, но и характер наследования: доминантный или рецессивный, аутосомный или сцепленный с полом. Так, по портретам австрийских монархов Габсбургов было установлено наследование прогнатии (сильно выпяченной нижней губы) и «королевской» гемофилии у потомков британской королевы Виктории.
Что необходимо помнить при решении задач Биология ЕГЭ Задание 28:
Если исследуемый признак присутствует в каждом поколении, то он доминантный, если нет — рецессивный.
Если исследуемый признак отсутствует у родителей, а у детей есть, то он рецессивный.
Если исследуемый признак наследуется у мужчин и у женщин в равной степени, то он аутосомный.
Если признак наследуется и по вертикали, и по горизонтали, речь идёт об аутосомном доминантном или сцепленном с полом доминантном признаке; если по горизонтали — аутосомном рецессивном или рецессивном сцепленном с полом.
Если признак проявляется преимущественно у мужчин и они передают его своим дочерям, а сыновья здоровы, то речь идёт о сцепленном с полом доминантном типе наследования признаков.
Если у больного отца больны все его сыновья, то речь идёт о голандрическом типе наследования признаков.
Для облегчения решения задачи особей можно пронумеровать.
Тренировочные задания с ответами
Выполните самостоятельно примеры для Биология ЕГЭ Задание 28 и сверьте свой ответ с правильным (спрятан в спойлере).
[highlight] Пример № 2.[/highlight] По изображённой на рисунке родословной установите характер наследования признака, выделенного чёрным цветом (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом) и обоснуйте его. Определите генотипы родителей 1 и 2, потомков 3, 5, 6. Установите вероятность рождения у родителей 3, 4 следующего ребёнка с признаком, выделенным на рисунке родословной чёрным цветом.
Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТ
Схема решения задачи включает: 1) признак рецессивный, так как проявляется не в каждом поколении; признак сцеплен с полом, с Х-хромосомой, так как проявляется «крисс-кросс» наследование признака; 2) генотипы родителей: отец 1 — XaY, мать 2 — ХАХа или ХАХА; генотипы потомков: мальчик 3 — XAY, мальчик 5 — XaY, девочка 6 — ХАХа; 3) вероятность рождения у родителей 3, 4 следующего ребёнка с признаком, выделенным на рисунке родословной чёрным цветом, составит 50% или 1/2. (Допускается иная генетическая символика.)
[highlight] Пример № 3.[/highlight] При скрещивании красноплодных абрикосов нормального роста с желтоплодными карликовыми растениями всё поколение было единообразно и имело красные плоды и нормальный рост. При анализирующем скрещивании растений из F, в потомстве получили половину растений с красными плодами нормального роста и половину — с жёлтыми плодами карликового роста. Составьте схему каждого скрещивания. Определите генотипы родителей и потомства. Объясните полученные результаты. Как определяются доминантные признаки в данном случае?
Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТ
Схема решения задачи включает: 1) 1-е скрещивание: 2) 2-е анализирующее скрещивание: 3) гены, определяющие красные плоды и нормальный рост, являются доминантными, так как при 1 -м скрещивании всё поколение абрикос было одинаковым с красными плодами и нормальным ростом; гены, определяющие красные плоды и нормальный рост (А, В), локализованы в одной хромосоме и наследуются сцеплено, так как при 2-м анализирующем скрещивании произошло расщепление по двум парам признаков в соотношении 1:1.
[highlight] Пример № 4.[/highlight] У дурмана пурпурная окраска цветков (А) доминирует над белой (а), колючие семенные коробочки (В) — над гладкими (b). От скрещивания дурмана с пурпурными цветками и гладкими коробочками с растением, имеющим белые цветки и колючие коробочки, получено 320 растений с пурпурными цветками и колючими коробочками и 423 — с пурпурными цветками и гладкими коробочками. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомков? Каков характер наследования признаков?
Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТ
Схема решения задачи включает: 1) 2) F1 : АаВb — пурпурные цветки, колючие коробочки (320)
Aabb — пурпурные цветки, гладкие коробочки (423)
3) характер наследования признаков — независимое наследование.
[highlight] Пример № 5.[/highlight] Признаки, определяющие группу крови и резус-фактор, не сцеплены. Группа крови контролируется тремя аллелями одного гена — i0, IA, IB. Аллели 1А и 1B доминантны по отношению к аллели i0. Первую группу (0) определяют рецессивные гены i0, вторую группу (А) определяет доминантная аллель IА, третью группу (В) определяет доминантная аллель IB, а четвертую (АВ) — две доминантные аллели IАIВ. Положительный резус-фактор R доминирует над отрицательным r.
У матери четвёртая группа крови и отрицательный резус, у отца первая группа и положительный резус (гомозигота). Определите генотипы родителей, возможные группы крови, резус-фактор и генотипы детей. Какой закон наследственности проявится в этом случае?
Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТ
Схема решения задачи включает: 1) генотипы родителей: матери — IAIBrr (гаметы IAr, IBr;), отца — iOiORR (гаметы iOR);
2) возможные генотипы детей: вторая группа, положительный резус — IAiORr, третья группа, положительный резус — IBiORr;
3) так как мать моногетерозиготна по группе крови, то у неё образуется два типа гамет; в данном случае проявляется закон независимого наследования признаков.
[highlight] Пример № 6.[/highlight] По родословной, представленной на рисунке, установите характер наследования признака, обозначенного чёрным цветом (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом). Определите генотипы родителей, детей и внучки.
Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТ
Схема решения задачи включает: 1) признак доминантный, не сцеплен с полом;
2) генотипы родителей: мать — Аа, отец — Аа;
3) генотипы детей и внучки: дочь — аа, сын — аа, внучка — Аа
Реальные задания ЕГЭ с комментариями экспертов об ошибках
[highlight] Пример № 7.[/highlight] У дрозофил цвет глаз определяется геном, находящимся в Х-хромосоме (красный цвет доминирует над белым). Ген, отвечающий за форму крыльев находится в аутосоме (нормальная форма крыльев доминирует над укороченной). Самку с белыми глазами и укороченными крыльями скрестили с красноглазым самцом с нормальными крыльями, гомозиготным по этому признаку. Затем провели обратное скрещивание: дигомозиготную (по обоим признакам) самку с красными глазами и нормальными крыльями скрестили с белоглазым самцом с укороченными крыльями. Составьте схему скрещивания, укажите генотипы и фенотипы всех родителей и потомков. Объясните полученное расщепление.
Посмотреть элементы правильного ОТВЕТа и комментарий
Комментарий. При решении таких задач необходим тщательный анализ условий. В данном случае выпускник может не обратить внимание на положение «сцепление гена окраски глаз», неверно записать генотип самца. Это особенно сложно при иной формулировке задания.
Элементы ответа:
Первое скрещивание:
♀ XaXabb X ♂ X AY BB
Бел. гл. укор. кр
Кр.гл норм. кр.
G Xab
X AB, YВ
F1 ♀ X AXaBb
♂ X аY Bb
Кр.гл норм. кр
Бел. гл норм. кр
Второе скрещивание:
Р ♀ X AX ABB Х ♂ X аY bb
Кр.гл норм. кр
Бел. гл. укор. кр
G X AB
Xab , Yb
X A XaBb
X AY Bb
Все с красными глазами и нормальными крыльями.
Объяснение. По гену глаз, сцепленному с Х-хромосомой, наблюдается разное расщепление, а по гену окраски расщепление не зависит от пола (допускается иная генетическая символика).
[highlight] Пример № 8.[/highlight] У львиного зева красная окраска цветка не полностью доминирует над белой окраской. Гибридные растения имеют розовую окраску. Узкие листья не полностью доминируют над широкими листьями. У гибридов листья имеют среднюю ширину. Какое потомство и в каких отношениях получится от скрещивания красноцветкового растения, имеющего средние по ширине листья, с растением, имеющим розовые цветки и средние листья. Определите генотипы и фенотипы родителей и потомства. Создайте схему скрещивания, используя решетку Пеннета.
Посмотреть элементы правильного ОТВЕТа и комментарий
Элементы ответа. Схема решения задачи. А — красные цветки, а — белые цветки, В — узкие листья, в — широкие листья.
1.
Р ♀ ААВв
♂ АаВв
красные цветки
розовые цветки
средние листья
средние листья
Гаметы
АВ, Ав
АВ, Ав, аВ, ав
2.
АВ
АВ
аВ
Ав
АВ
ААВ В
ААВ в
АаВВ
АаВв
Ав
ААВ в
ААвв
АаВв
Аавв
3. F1 1/8 c красными цветками и узкими листьями, 1/4 с красными цветками и средними листьями, 1/8 с красными цветками и широкими листьями, 1/8 с розовыми цветками и узкими листьями, 1/4 с розовыми цветками и средними листьями, 1/8 с розовыми цветками и широкими листьями.
Комментарий. Ответы учеников при неверном выполнении задания сопровождаются следующими ошибками: пишутся генотипы родителей (сразу ставится 0 баллов), не подписываются фенотипы (несмотря на требование условия), не полностью даются соотношения генотипов или фенотипов, не даются объяснения результатов (когда они требуются условием).
[highlight] Пример № 9.[/highlight] Мужчина-дальтоник, имеющий вторую группу крови и гетерозиготный по данному признаку, женится на женщине — носительнице гена дальтонизма, у которой первая группа крови. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родите