Биология ЕГЭ Задание 26 проверяет умение применять знания эволюции органического мира и закономерностей экологии в нестандартных ситуациях. Чтобы выполнить такое задание, надо уметь анализировать ситуации с точки зрения эволюции или экологии, прогнозировать последствия человеческой деятельности, формулировать грамотный, развёрнутый и обоснованный ответ на вопрос, владеть научным языком и биологической терминологией.
Линия 26 ЕГЭ по Биологии. Обобщение и применение знаний в новой ситуации об эволюции органического мира и экологических закономерностях. Коды проверяемых элементов содержания (КЭС): 6.1–6.5, 7.1–7.5. Уровень сложности: В (высокий). Максимальный балл: 3. Примерное время выполнения: 15 мин. Средний % выполнения: 14,8 (!).
Задание представляет собой вопрос, на который необходимо дать не менее трех вариантов ответа с пояснением или обоснованием.
Алгоритм выполнения задания № 26
Внимательно прочитайте задание.
Проанализируйте, о каком биологическом объекте (структуре, процессе, явлении) идёт речь.
Сформулируйте и запишите от 3 до 6 развёрнутых аргументированных ответов. Лучше использовать в ответе научный язык и биологическую терминологию, чем отвечать своими словами.
Примечание: иногда, чтобы получить максимум 3 балла, нужно осветить до 4 критериев, а иногда — не менее 5! Смотрите примеры 13 и 14 (ниже).
Задание 26 (пример выполнения с пояснением)
Линия 26. [highlight] Пример № 1. [/highlight] Популяции многих видов организмов способны к саморегуляции своей численности. Какие существуют механизмы торможения роста численности популяций? Ответ поясните.
Элементы ответа:
1) при возрастании плотности популяции повышается частота контактов между особями, что вызывает у них стрессовое состояние, уменьшающее рождаемость и повышающее смертность;
2) при возрастании плотности усиливается эмиграция в новые местообитания, краевые зоны, где условия менее благоприятные и смертность увеличивается;
3) при возрастании плотности происходят изменения генетического состава популяции, например, быстро размножающиеся особи заменяются медленно размножающимися.
Тренировочные задания
Выполните самостоятельно примеры Биология ЕГЭ Задание 26 и сверьте свой ответ с правильным (спрятан в спойлере).
[highlight] Пример № 2.[/highlight] При каких условиях относительные частоты аллелей в популяции остаются неизменными из поколения в поколение (соблюдается закон Харди-Вайнберга)? Укажите не менее четырёх условий.
Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТ
Элементы ответа: 1) популяция велика;
2) в популяции осуществляется свободное скрещивание (панмиксия);
3) отсутствует отбор; не возникает новых мутаций;
4) нет миграции новых генотипов в популяцию или из популяции.
[highlight] Пример № 3.[/highlight] На какие процессы расходуется энергия, поступившая животному с пищей? Ответ поясните.
Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТ
Элементы ответа: 1) обработка кожи вокруг раны настойкой йода или другим антисептиком;
2) закрытие раны марлевой салфеткой;
3) наложение давящей повязки.
[highlight] Пример № 4.[/highlight] Связь человека с окружающим миром сложилась эволюционно и является системой взаимоотношений симбионтов. Бактерии-симбионты живут в нашем кишечнике, на слизистых, коже. Какую роль они играют в пищеварительном тракте человека? Укажите не менее трёх утверждений.
Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТ
Элементы ответа: 1) не дают развиваться гнилостным и болезнетворным бактериям; 2) помогают переваривать клетчатку; 3) вырабатывают некоторые витамины.
[highlight] Пример № 5.[/highlight] Каковы главные отрицательные последствия кислотных дождей? Ответ поясните.
Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТ
Элементы ответа: 1) прямое воздействие на растения, приводящее к их гибели;
2) подкисление почвы, вызывающее снижение её плодородия;
3) закисление водоёмов, снижающее их продуктивность.
[highlight] Пример № 6.[/highlight] Почему предприятия-природопользователи сами по себе не заинтересованы в природоохранной деятельности?
Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТ
Элементы ответа: 1) природоохранная деятельность, как правило, не приносит прибыли;
2) часто наблюдается несовпадение во времени момента нанесения вреда окружающей среде и момента расплаты за него;
3) часто ущерб природной среде наносят одни отрасли хозяйства, а экономически страдают в большей степени совсем другие.
Реальные задания ЕГЭ 2020 с ответами специалистов
Биология ЕГЭ Задание 26 [highlight] Пример № 7.[/highlight] Виды, адаптируясь к среде в процессе эволюции, могут использовать одну из двух возможных стратегий приспособления: при r-стратегии организмы стремятся к максимально возможной скорости роста численности, а при К-стратегии, наоборот, размножаются медленно.
Классическими К-стратегами являются слоны. За счёт каких особенностей размножения и поведения им удаётся поддерживать постоянную численность и избегать вымирания? Ответ обоснуйте.
Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТ
Элементы ответа:
1) Малое количество детёнышей в помёте (обычно один детёныш) – это снижает между ними конкуренцию за ресурсы;
2) Длительная беременность ведёт к тому, что детёныши рождаются хорошо адаптированными к условиям среды;
3) Забота о потомстве и защита детёнышей родителями обеспечивают высокую выживаемость потомства.
[highlight] Пример № 8.[/highlight] Какие биотические отношения сложились в экосистеме смешанного леса между берёзой и обитающими в экосистеме сосной, ястребом-перепелятником, подберёзовиком, трутовиком? Ответ поясните.
Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТ
Элементы ответа:
1) Между берёзой и сосной — конкуренция; Оба растения нуждаются в сходных абиотических факторах (почве, свете, воде, минеральных веществах);
2) Между берёзой и ястребом-перепелятником — нейтрализм; Ястреб — хищник, влияния на берёзу не оказывает;
3) Между берёзой и подберёзовиком — симбиоз; Берёза для гриба — источник органических веществ, а гриб поставляет берёзе воду и минеральные соли;
4) Между берёзой и трутовиком — паразитизм; Трутовик поглощает органические вещества берёзы, нанося ей ущерб.
[highlight] Пример № 9.[/highlight] Объясните, почему животные, ведущие сидячий или малоподвижный образ жизни, обитают в основном в водной среде. Приведите не менее двух примеров таких животных.
Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТ
Элементы ответа:
1) Они получают пищу путём фильтрации с током воды;
2) Они имеют в постоянном доступе воду, необходимую для обеспечения обмена веществ в организме.
3) Водная среда способствует оплодотворению и расселению организмов;
4) Примеры животных: кишечнополостные (полипы), двустворчатые моллюски (мидии, беззубки, устрицы), хордовые (асцидии).
[highlight] Пример № 10.[/highlight] Отечественный учёный Г.Ф. Гаузе провёл ряд экспериментов с тремя видами инфузорий. При совместном выращивании двух видов, использующих одинаковый пищевой ресурс (бактерии, находящиеся в толще воды), численность одного из них сокращалась, и через некоторое время этот вид был вытеснен другим видом. Однако отдельно друг от друга оба вида могли жить совместно с третьим видом, питающимся дрожжевыми клетками, обитающими в донном иле. Какое явление исследовал Г.Ф. Гаузе? Какие закономерности существования видов в одном биоценозе им были открыты?
Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТ
Элементы ответа:
1) Гаузе исследовал явление межвидовой конкуренции.
2) Два вида инфузорий не могут занимать одну экологическую нишу, так как используют одинаковый пищевой (жизненно важный) ресурс.
3) Близкие виды могут существовать совместно в одном биоценозе, если они используют различные ресурсы (занимают разную экологическую нишу).
[highlight] Пример № 11.[/highlight] Виды, адаптируясь к среде в процессе эволюции, могут использовать одну из двух возможных стратегий для поддержания численности вида: при г-стратегии организмы имеют высокую скорость размножения, а при К-стратегии, наоборот, размножаются медленно. Классическими r-стратегами являются кролики. За счёт каких особенностей размножения они достигают большого прироста численности за короткий промежуток времени? В каких условиях среды (стабильных или переменчивых) такая стратегия наиболее выгодна? Объясните почему.
Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТ
Элементы ответа:
1) Большое число детёнышей в помёте (высокая плодовитость);
2) Несколько помётов за один сезон (частое размножение);
3) Раннее наступление половой зрелости;
4) Стратегия выгодна в переменчивых условиях среды, т.к. благодаря большой численности (быстрой смене поколений) часть особей сможет подстроиться под новые условия среды.
[highlight] Пример № 12.[/highlight] Известно, что мамонты имели уши небольшого размера. Современные слоны имеют уши гораздо крупнее. Как с физиологической точки зрения объяснить подобные различия в строении ушных раковин у названных видов хоботных?
Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТ
Элементы ответа:
1) Большой размер ушных раковин увеличивает теплоотдачу.
2) Мамонты жили в холодном климате, поэтому большая теплоотдача была для мамонтов опасна;
3) Слоны живут в жарком климате, для них опасен перегрев.
[highlight] Пример № 13.[/highlight] Какие приспособления во внешнем строении, сформированные в процессе эволюции, обеспечивают водный образ жизни у гусеобразных птиц? Приведите не менее пяти особенностей и объясните значение каждой из них.
Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТ
Элементы ответа:
1) Широкий клюв обеспечивает вылавливание из воды пищи.
2) Плавательные перепонки на ногах обеспечивают быстрое плавание;
3) Короткие ноги способствуют быстрому движению в воде;
4) Водоотталкивающее свойство оперения за счёт секрета копчиковой железы препятствует намоканию тела;
5) Длинная шея обеспечивает вылавливание из воды пищи;
6) Тело имеет форму плоскодонной лодки (центр тяжести смещён к заднему отделу тела) для увеличения плавучести.
[highlight] Пример № 14.[/highlight] Использование инсектицидов в период цветения растений в течение нескольких лет привело к сокращению численности насекомых-опылителей. Приведите не менее четырёх изменений, которые произойдут в экосистеме луга после таких обработок.
Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТ
Элементы ответа:
1) Сокращение численности насекомоопыляемых растений;
2) Сокращение численности растительноядных — животных, питающихся этими растениям;
3) Сокращение численности насекомоядных животных;
4) Увеличение численности ветроопыляемых растений;
5) Изменение видового состава растений луга.
Вы смотрели: Биология ЕГЭ Задание 26. Что нужно знать и уметь, план выполнения, примеры с ответами и пояснениями (комментариями) специалистов, анализ типичных ошибок.