Биология ЕГЭ Задание 24 проверяет умение анализировать биологическую информацию на всех уровнях организации живого. Чтобы выполнить такое задание, необходимо уметь работать с текстом, определять, о каком биологическом объекте (структуре, процессе, явлении) идёт речь, находить ошибки и формулировать верные утверждения грамотно, чётко, обоснованно.
Линия 24 ЕГЭ по Биологии. Задание на анализ биологической информации. Коды проверяемых элементов содержания (КЭС): 2.1–7.5. Уровень сложности: В (высокий). Максимальный балл: 3. Примерное время выполнения: 15 мин. Средний % выполнения: 35,2.
Задание представляет собой текст, в котором допущены три биологические ошибки. В ответе надо указать номера ошибочных предложений и написать верные утверждения.
Алгоритм выполнения задания № 24:
Внимательно прочитайте задание и текст к нему.
Проанализируйте, о каком биологическом объекте (структуре, процессе, явлении) идёт речь.
Определите предложения, в которых допущены ошибки.
Запишите в ответе номер каждого ошибочного предложения и верное утверждение.
Обратите внимание: в задании надо найти три ошибки. При исправлении ошибок нельзя пользоваться простым отрицанием, нужно составить своё верное утверждение, демонстрирующее ваши знания в данной области.
Задание 24 (пример выполнения с пояснением)
Линия 24. [highlight] Пример № 1. [/highlight] Найдите три ошибки в приведённом тексте «Глаз человека». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. Дайте правильную формулировку.
(1) Глаз человека имеет эллипсоидную форму. (2) Состоит из фиброзной, сосудистой, сетчатой оболочек и внутренних структур. (3) К фиброзной оболочке относятся прозрачная роговица и радужная оболочка. (4) Проходя через роговицу, лучи света преломляются и попадают внутрь глаза. (5) Радужная оболочка обеспечивает защитную и каркасную функции. (6) Сосудистая оболочка состоит из множества мелких сосудов, несущих глазу кровь, богатую питательными веществами и кислородом. (7) Через роговицу можно видеть радужку, которая определяет цвет глаз.
Правильный ответ: Ошибки в предложениях:
(1) — глаз человека имеет не эллипсоидную, а шаровидную форму;
(3) — к фиброзной оболочке относятся прозрачная роговица и непрозрачная склера, а радужка входит в состав переднего отдела сосудистой оболочки глаза;
(5) — защитную и каркасную функцию обеспечивает склера, а функция радужки — регулировать поступление светового потока внутрь глазного яблока.
Тренировочные задания
Выполните самостоятельно примеры задания № 24 и сверьте свой ответ с правильным (спрятан в спойлере).
[highlight] Пример № 2.[/highlight] Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
(1) В спектре солнечного света выделяют три области, различные по своему биологическому действию. (2) Рентгеновские лучи в небольших дозах необходимы живым организмам, так как оказывают бактерицидное действие, стимулируют рост и развитие клеток, синтез витамина D и т.д. (3) В больших дозах губительны из-за способности вызывать рахит. (4) Видимые лучи — основной источник жизни на Земле, дающий энергию для хемосинтеза. (5) Инфракрасные лучи — основной источник тепловой энергии.
Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТ
Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла). Ошибки допущены в предложениях:
(2) — ультрафиолетовые лучи в небольших дозах необходимы живым организмам, так как оказывают бактерицидное действие, стимулируют рост и развитие клеток, синтез витамина D и т. д.;
(3) — в больших дозах губительны из-за способности вызывать мутации;
(4) — видимые лучи — основной источник жизни на Земле, дающий энергию для фотосинтеза.
[highlight] Пример № 3.[/highlight] Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
(1) Вакуоли — двумембранные органоиды. (2) Присутствуют только в растительных клетках. (3) Внутреннее содержимое вакуолей называется стромой. (4) Вакуоли в растительных клетках участвуют в создании тургорного давления. (5) Входят в состав единой мембранной системы клетки.
Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТ
Ошибки допущены в предложениях:
1. (1) — вакуоли — одномембранные органоиды,
2. (2) — в животных клетках имеются пищеварительные и сократительные вакуоли;
3. (3) — внутреннее содержимое вакуолей называется клеточным соком.
[highlight] Пример № 4.[/highlight] Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
(1) Неполное доминирование — явление, когда доминантный ген полностью подавляет работу рецессивного гена. (2) В результате развивается доминантный признак. (3) Расщепление по фенотипу во втором поколении: 3:1. (4) Является результатом взаимодействия аллельных генов. (5) Примером является наследование окраски цветков ночной красавицы.
Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТ
Ошибки допущены в предложениях:
1) 1 — неполное доминирование — явление, когда доминантный ген не полностью подавляет работу рецессивного гена;
2) 2 — в результате развивается промежуточный признак;
3) 3 — расщепление по фенотипу во втором поколении: 1 : 2 : 1.
[highlight] Пример № 5.[/highlight] Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
(1) Моллюски занимают второе место по числу видов после членистоногих. (2) Большинство моллюсков являются паразитами. (3) Моллюски имеют мягкое несегментированное тело. (4) У брюхоногих моллюсков голова отсутствует. (5) Кровеносная система замкнутая.
Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТ
Ошибки допущены в предложениях:
(2) — большинство моллюсков являются свободноживущими;
(4) — у двустворчатых моллюсков голова отсутствует;
(5) — кровеносная система незамкнутая.
[highlight] Пример № 6.[/highlight] Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
(1) Кодоминирование — явление, когда в формировании признака у гетерозиготного организма участвуют обе аллели. (2) В результате в гетерозиготном состоянии каждый из аллельных генов вызывает развитие контролируемого им признака. (З) Расщепление по фенотипу у гетерозигот во втором поколении: 3:1. (4) Является результатом взаимодействия неаллельных генов. (5) Примером является наследование резус-фактора у человека.
Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТ
Ошибки допущены в предложениях:
(3) — расщепление по фенотипу во втором поколении: 1 : 2 : 1;
(4) — является результатом взаимодействия аллельных генов;
(5) — примером является наследование групп крови у человека.
Реальные задания ЕГЭ
с ответами выпускников и оценкой экспертов
Линия 24. Тема «Клетка как биологическая система».
[highlight] Пример № 7.[/highlight] Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, объясните их. (1) Белки — это нерегулярные биополимеры, мономерами которых являются нуклеотиды. (2) Остатки мономеров соединены между собой пептидными связями. (3) Последовательность мономеров, удерживаемая этими связями, формирует первичную структуру белковой молекулы. (4) Следующая структура — вторичная, удерживается слабыми гидрофобными связями. (5) Третичная структура белка представляет собой скрученную молекулу в виде глобулы (шара). (6) Удерживается такая структура водородными связями. (7) Четвертичная структура представлена комплексом глобул, находящихся в третичной структуре.
Посмотреть элементы правильного ОТВЕТа
Ошибки допущены в предложениях 1, 4, 6. (1) — Мономерами белков являются аминокислоты. (4) — Вторичная структура удерживается водородными связями. (6) — Третичная структура белка удерживается ковалентными дисульфидными, ионными, гидрофобными и другими связями. Оценка за правильный ответ: 3 балла.
Посмотреть ОТВЕТ выпускника и оценку эксперта
Ответ выпускника:
Ошибки допущены в предложениях 1, 4, 6.
1 — Мономерами белков нуклеотиды не являются.
4 — Вторичная структура удерживается водородными связями.
6 — Третичная структура не удерживается водородными связями. Оценка экспертов – 1 балл (вместо 3-х) Комментарий. Балл получен за второй критерий. Остальные предложения исправлены неверно простым отрицанием «не».
[highlight] Пример № 8.[/highlight] Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, и объясните их. (1) Быстрое протекание химических реакций в организме обеспечивают ферменты. (2) Один фермент катализирует несколько разных реакций. (3) Так, например, фермент, расщепляющий белки, может расщеплять и жиры. (4) По химической природе ферменты — это только белковые молекулы. (5) Они (ферменты) не изменяются по своему химическому составу в результате реакции. (6) Каждая молекула фермента может осуществлять несколько тысяч операций в минуту. (7) Активность ферментов зависит от его количества, температуры, и рН-среды.
Посмотреть элементы правильного ОТВЕТа
Ошибки допущены в предложениях 2, 3, 4. (2) — Каждый фермент катализирует одну определенную реакцию. (3) — Фермент, расщепляющий белок, не взаимодействует с жирами. Ферменты специфичны по отношению к субстрату. (4) — Ферменты могут быть образованы комплексами с небелковыми компонентами — витаминами, металлами.
Оценка за правильный ответ: 3 балла.
Посмотреть ОТВЕТ выпускника и оценку эксперта
Ответ выпускника:
Ошибки допущены в предложениях 1, 2, 5.
1 — Ферменты и гормоны расщепляют химические вещества.
2 — Один фермент — одна реакция.
5 — В результате реакции фермент разрушается и на его место приходит новый. Оценки экспертов 0 и 1 балл. Комментарий. Исправление ошибки во втором предложении может быть истолковано экспертами по-разному. Главное слово в задании: разные. Выпускник написал «одна», а не несколько. Может возникнуть вопрос: всего одна или один тип реакций (что имел в виду выпускник?).
Линия 24. Тема «Метаболизм — энергетический и пластический обмен веществ, фотосинтез».
[highlight] Пример № 9.[/highlight] Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, объясните их. (1) Клетки зеленых растений, используя энергию солнечного света, способны синтезировать органические вещества. (2) Исходными веществами для фотосинтеза служат углекислый газ и азот атмосферы. (3) Процесс фотосинтеза как в прокариотических, так и в эукариотических клетках происходит в хлоропластах. (4) В световой стадии фотосинтеза происходит синтез АТФ и разложение воды — фотолиз. (5) В темновой стадии фотосинтеза образуются глюкоза и кислород. (6) Энергия АТФ, запасенная в световой стадии, расходуется на синтез углеводов.
Посмотреть элементы правильного ОТВЕТа
Ошибки допущены в предложениях 2, 3, 5. (2) — Атмосферный азот не участвует в процессах фотосинтеза. Участвуют углекислый газ и вода. (3) — Только цианобактерии способны к фотосинтезу, остальные прокариоты к нему не способны. (или: У фотосинтезирующих цианобактерий в клетках отсутствуют хлоропласты. Остальные прокариоты не фотосинтезируют). (5) — В темновой фазе фотосинтеза кислород не выделяется.
Оценка за правильный ответ: 3 балла.
Посмотреть ОТВЕТы выпускников и оценки экспертов
Ответ выпускника № 1: Ошибки допущены в предложениях 2, 3, 5.
2 — В фотосинтезе азот не участвует, а участвуют вода и углекислый газ.
3 — Прокариоты к фотосинтезу не способны.
5 — В темновой стадии фотосинтеза образуются глюкоза и АТФ. Оценка экспертов – 1 балл. Комментарий. Ответы к предложениям 2 и 3 не содержат исправление ошибок. Ответ к пятому предложению ошибочен.
Ответ выпускника № 2: Ошибки допущены в предложениях 2, 3, 5.
2 — Вторым исходным веществом является вода, а не азот.
3 — Не все прокариоты способны к фотосинтезу.
5 — Кислород образуется в световой стадии. Оценка экспертов – 2 балла. Комментарий. Не все требования к исправлению ошибок соблюдены.
Вы смотрели: Биология ЕГЭ Задание 24. Что нужно знать и уметь, план выполнения, примеры с ответами и пояснениями (комментариями) специалистов, анализ типичных ошибок.