Биология ЕГЭ Задание 23
Биология ЕГЭ Задание 23
Биология ЕГЭ Задание 23 проверяет умение применять биологические знания о живых системах, биологических закономерностях, характерных признаках организмов и надорганизменных систем, движущих силах эволюции для анализа данных в графической и табличной форме. Чтобы выполнить такое задание, необходимо свободно оперировать биологическими понятиями, обосновывать и объяснять биологические процессы и явления, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать графические и табличные данные, систематизировать и интегрировать информацию, обобщать и делать выводы, грамотно, чётко и по существу формулировать свой ответ.
Линия 23 ЕГЭ по Биологии. Задание с изображением биологического объекта. Коды проверяемых элементов содержания (КЭС): 2.1–6.5. Уровень сложности: В (высокий). Максимальный балл: 3. Примерное время выполнения: 15 мин. Средний % выполнения: 24 (!).
Задание включает рисунок (с таблицей или без неё) и вопросы к нему. Ответы на вопросы надо записать в свободной форме, излагая мысли грамотно, чётко, по существу, с обоснованием.
Алгоритм выполнения задания № 23
- Внимательно прочитайте задание.
- Проанализируйте, о каком биологическом объекте идёт речь.
- Сформулируйте и запишите грамотный, чёткий, обоснованный ответ, отражающий сущность заданных вопросов или содержащих от 3 до 4 критериев ответа.
Обратите внимание! В задании надо ответить на несколько вопросов. Написав ответ, перечитайте его ещё раз. Проверьте, всё ли понятно изложено.
Задание 23 (пример выполнения)
Линия 23. [highlight] Пример № 1. [/highlight] На рисунке изображён представитель рода Базилозавры — древних китов, живших 45—36 млн лет назад.
Используя фрагмент геохронологической таблицы, установите период и эпоху, в которые обитал данный организм, а также близких родственников этого животного в современной фауне (ответ — на уровне вида). К какому классу относится данное животное? Укажите признаки, по которым вы определили класс.
Геохронологическая таблица
Период | Эпоха | Начало, лет назад | Основные события |
Четвертичный |
Антропоцен | = с 1950 г. н. э. | Уровень человеческой активности играет существенную роль в экосистеме Земли |
Голоцен | 11,7 тыс. | Конец последнего ледникового периода. Возникновение цивилизаций | |
Плейстоцен | 2,588 млн | Вымирание многих крупных млекопитающих. Появление современного человека | |
Неогеновый |
Плиоцен | 5,333 млн | Появление и вымирание родственных человеку австралопитеков. Появление первых людей (род Homo) |
Миоцен | 23,03 млн | ||
Палеогеновый |
Олигоцен | 33,9 млн | Появление первых человекообразных обезьян |
Эоцен | 56 млн | Появление первых современных млекопитающих | |
Палеоцен | 66 млн | Выделение древних китов из парнокопытных предков. В позднем палеоцене от кондиляртр произошли непарнокопытные |
Элементы ответа:
(Эталоны ответов носят примерный характер. Вы можете изложить свой ответ другими словами, если это не искажает биологический смысл)
- 1) период — палеогеновый, эпоха — эоцен;
- 2) близкие родственники данного животного в современной фауне – Дельфин Хэвисайда, Морская свинья, Гренландский кит, Сейвал, Косатка;
- 3) класс Млекопитающие, основной характерной особенностью которых является вскармливание детёнышей молоком.
Тренировочные задания с ответами
Выполните самостоятельно примеры Биология ЕГЭ Задание 23 и сверьте свой ответ с правильным (спрятан в спойлере).
Линия 23. [highlight] Пример № 2.[/highlight] Какие два вида организмов изображены на рисунке? Какой тип взаимоотношений между организмами иллюстрирует этот рисунок? Какой вид заменил в экосистемах в настоящее время один из этих двух видов?
Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТ
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла. Элементы ответа:1) сумчатый волк и кенгуру;
2) хищничество;
3) человек заменил сумчатого волка.
[highlight] Пример № 3.[/highlight] Какой тип и фаза деления клетки изображены на рисунке? Какие процессы при этом происходят? Ответ поясните.

Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТ
Элементы ответа:1) тип деления клетки — мейоз;
2) фаза деления клетки — телофаза II,
3) дочерние хромосомы достигают полюсов клетки, деспирализуются, нити веретена деления разрушаются, вокруг хромосом образуется ядерная оболочка, ядрышки восстанавливаются, происходит цитокинез – деление цитоплазмы, образуются 4 гаплоидные клетки.
[highlight] Пример № 4.[/highlight] Схема какого органоида клетки изображена на рисунке? Какую функцию он выполняет? Что обозначено на рисунке цифрой 1?

Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТ
Элементы ответа:1) рибосома;
2) синтез белков;
3) малая субъединица.
[highlight] Пример № 5.[/highlight] Кто изображён на рисунке? В каком веке он творил? Какой вклад он внёс в науку?

Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТ
Элементы ответа:1) Ж.-Б. Ламарк;
2) в XVIII—XIX вв.;
3) создал первое целостное эволюционное учение.
[highlight] Пример № 6.[/highlight] На рисунке изображена зависимость интенсивности жизнедеятельности организма от температуры воздуха. Как называются живые организмы, изображённые под номерами 1 и 2? Чем они различаются? Ответ поясните.

Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТ
Элементы ответа:1) эвритермные;
2) стенотермные;
3) эвритермные организмы переносят значительные колебания температуры, а стенотермные организмы приспособлены к узкому интервалу температур.
Реальные задания ЕГЭ 2020 с ответами экспертов
Биология ЕГЭ Задание 23 [highlight] Пример № 7.[/highlight] Рассмотрите растения, изображённые на рисунках 1 и 2. Определите отделы к которым их относят. Укажите признаки, по которым Вы отнесли изображённые растения к этим отделам. Как называются гаметофиты представленных растений?
Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТ
Элементы ответа:1) На рисунке 1 изображён представитель отдела Хвощевидные;
2) Признаки отдела: стебель членистый, листья чешуйчатые, расположены мутовкой, спороносный колосок на верхушке побега;
3) На рисунке 2 изображён представитель отдела Покрытосеменные;
4) Признаки отдела: наличие цветка и плода;
5) Гаметофит хвощевидных представлен заростком;
У Цветковых: мужской гаметофит — пыльцевое зерно; женский гаметофит — 8-ядерный зародышевый мешок.
[highlight] Пример № 8.[/highlight] Определите, модель строения какой клеточной структуры изображена на рисунке, молекулы какого вещества обозначены цифрой 1? Какова функция в этой структуры? Какая особенность строения и какие свойства молекул этого вещества позволяют ему выполнять эту функцию? Ответ поясните.

Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТ
Элементы ответа:1) На рисунке изображена модель плазматической мембраны
2) Под цифрой 1 изображена молекула фосфолипида;
3) Основная функция фосфолипидного слоя — структурная (строительная);
4) Наличие в фосфолипиде полярных гидрофильных головок (отрицательный остаток фосфорной кислоты) и неполярных углеводородных гидрофобных хвостов (остатки жирных кислот) — обеспечивают построение бимолекулярного слоя молекул.
[highlight] Пример № 9.[/highlight] Назовите тип и фазу деления исходной диплоидной клетки, изображённой на схеме? Ответ обоснуйте. Какое биологическое значение имеет этот типа деления клетки?

Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТ
Элементы ответа:1) Тип деления клетки — мейоз (второе деление), фаза — телофаза 2.
2) Тип деления определяем по отсутствию гомологичных хромосом в двух ядрах с гаплоидным набором, а исходная клетка была диплоидной.
3) Фазу деления определяем по цитокинезу и образованию двух ядер;
4) Значение мейоза: Основа полового размножения; Основа комбинативной изменчивости (за счет образования новых комбинаций генов при кроссинговере); Поддержание определенного и постоянного числа хромосом в поколениях.
[highlight] Пример № 10.[/highlight] Назовите тип и фазу деления исходной ДИПЛОИДНОЙ клетки, изображённой на схеме? Ответ обоснуйте. Какое биологическое значение имеет этот типа деления клетки?

Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТ
Элементы ответа:1) Тип деления клетки — мейоз (второе деление), фаза — профаза 2.
2) Это мейоз, т.к. в клетке находится гаплоидный набор хромосом, а исходная клетка была диплоидной (на рисунке видны НЕгомологичные хромосомы (большая и маленькая));
3) Фазу деления определяем по исчезновению ядерной оболочки, спирализации хромосом и формированию веретена деления;
4) Значение мейоза: 1. Основа полового размножения; 2. Основа комбинативной изменчивости (за счет образования новых комбинаций генов при кроссинговере); 3. Поддержание определенного и постоянного числа хромосом в поколениях.
[highlight] Пример № 11.[/highlight] Назовите тип и фазу деления исходной ГАПЛОИДНОЙ клетки, изображённой на схеме. Ответ обоснуйте. Какое биологическое значение имеет этот тип деления клетки?

Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТ
Элементы ответа:1) Тип деления клетки — митоз; фаза — профаза.
2) Это митоз, т.к. исходная клетка гаплоидная (а у таких клеток мейоз не происходит);
3) Фазу деления определяем по исчезновению ядерной оболочки, спирализации хромосом и формированию веретена деления;
4) Значение митоза: обеспечение постоянства числа хромосом в клеточных поколениях (так как дочерние клетки идентичны материнским).
[highlight] Пример № 12.[/highlight] Какими цифрами из рисунке обозначены конечности плавательного и копательного типов у насекомых? Объясните, по каким признакам Вы отнесли их к соответствующим типам. Определите путь эволюции, в результате которого сформировались конечности таких типов. В чём он проявляется?

Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТ
Элементы ответа:1) Конечность копательного типа под цифрой 4, имеет зубчики и широкие отделы.
2) Конечность плавательного типа — под цифрой 2, имеет щетинки и широкие отделы, что увеличивает ее площадь для «загребания» воды.
3) Конечности сформировались путем идиоадаптаций для адаптаций насекомых к разным средам обитания.
[highlight] Пример № 13.[/highlight] Определите отделы, к которым относят растения, изображённые на рисунках. Укажите признаки, по которым Вы отнесли их к этим отделам. Чем представлены спорофиты у этих растений?

Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТ
Элементы ответа:1) На рисунке 1 изображен представитель отдела Моховидные;
2) Признаки отдела: корни отсутствуют, есть ризоиды, на верхушках побегов развиваются коробочки со спорами.
3) На рисунке 2 изображен представитель отдела Покрытосеменные.
4) Признаки отдела: наличие цветков, плодов.
5) У моховидных спорофит представлен коробочкой на ножке, расположенной на гаметофите; У покрытосеменных спорофит — взрослое листостебельное растение.
[highlight] Пример № 14.[/highlight] Назовите структуру, обозначенную на рисунке стрелкой. Частью какого органа она является? Каковы её функции? Какие изменения произошли в строении этого органа в процессе эволюции земноводных? Ответ поясните.

Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТ
Элементы ответа:1) На рисунке изображена барабанная перепонка, это часть органа слуха;
2) Функции: Улавливает и передаёт звуковые колебания на косточку в среднем ухе; Защищает полость среднего уха;
3) Эволюционные изменения у амфибий: 1. появление среднего уха; появление слуховой косточки (стремечка); 2. усиление колебаний (овального) окна улитки; 3. появление слуховой (евстахиевой) трубы; 4. выравнивание давления между средним ухом и окружающей средой.
[highlight] Пример № 15.[/highlight] Определите отделы, к которым относят растения, части которых изображены на рисунках 1 и 2. Укажите признаки, по которым Вы отнесли их к этим отделам. Что общего в половом размножении этих растений?

Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТ
Элементы ответа:1) На рисунке 1 изображен представитель отдела Голосеменные;
2) Признаки отдела: наличие шишек, семена на чешуйках шишек лежат голо;
3) На рисунке 2 изображен представитель отдела Покрытосеменные;
4) Признаки отдела: имеются цветки и плоды с семенами;
5) Общее в половом размножении этих отделов: 1. размножение семенами (наличие семязачатков); 2. образование пыльцевого зерна и наличие опыления; 3. независимость оплодотворения от воды (спермиев достигают яйцеклетку по пыльцевой трубке); 4. пыльцевое зерно состоит из вегетативной и генеративной клеток; 5. гаметофиты (мужской и женский) максимально редуцированы.
Вы смотрели: Биология ЕГЭ Задание 23. Что нужно знать и уметь, план выполнения, примеры с ответами специалистов, анализ типичных ошибок.
Биология ЕГЭ Задание 23