Биология ЕГЭ Задание 23 проверяет умение применять биологические знания о живых системах, биологических закономерностях, характерных признаках организмов и надорганизменных систем, движущих силах эволюции для анализа данных в графической и табличной форме. Чтобы выполнить такое задание, необходимо свободно оперировать биологическими понятиями, обосновывать и объяснять биологические процессы и явления, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать графические и табличные данные, систематизировать и интегрировать информацию, обобщать и делать выводы, грамотно, чётко и по существу формулировать свой ответ.
Линия 23 ЕГЭ по Биологии. Задание с изображением биологического объекта. Коды проверяемых элементов содержания (КЭС): 2.1–6.5. Уровень сложности: В (высокий). Максимальный балл: 3. Примерное время выполнения: 15 мин. Средний % выполнения: 24 (!).
Задание включает рисунок (с таблицей или без неё) и вопросы к нему. Ответы на вопросы надо записать в свободной форме, излагая мысли грамотно, чётко, по существу, с обоснованием.
Алгоритм выполнения задания № 23
Внимательно прочитайте задание.
Проанализируйте, о каком биологическом объекте идёт речь.
Сформулируйте и запишите грамотный, чёткий, обоснованный ответ, отражающий сущность заданных вопросов или содержащих от 3 до 4 критериев ответа.
Обратите внимание! В задании надо ответить на несколько вопросов. Написав ответ, перечитайте его ещё раз. Проверьте, всё ли понятно изложено.
Задание 23 (пример выполнения)
Линия 23. [highlight] Пример № 1. [/highlight] На рисунке изображён представитель рода Базилозавры — древних китов, живших 45—36 млн лет назад.
Используя фрагмент геохронологической таблицы, установите период и эпоху, в которые обитал данный организм, а также близких родственников этого животного в современной фауне (ответ — на уровне вида). К какому классу относится данное животное? Укажите признаки, по которым вы определили класс.
Геохронологическая таблица
Период
Эпоха
Начало, лет назад
Основные события
Четвертичный
Антропоцен
= с 1950 г. н. э.
Уровень человеческой активности играет существенную роль в экосистеме Земли
Голоцен
11,7 тыс.
Конец последнего ледникового периода. Возникновение цивилизаций
Плейстоцен
2,588 млн
Вымирание многих крупных млекопитающих. Появление современного человека
Неогеновый
Плиоцен
5,333 млн
Появление и вымирание родственных человеку австралопитеков. Появление первых людей (род Homo)
Миоцен
23,03 млн
Палеогеновый
Олигоцен
33,9 млн
Появление первых человекообразных обезьян
Эоцен
56 млн
Появление первых современных млекопитающих
Палеоцен
66 млн
Выделение древних китов из парнокопытных предков. В позднем палеоцене от кондиляртр произошли непарнокопытные
Элементы ответа: (Эталоны ответов носят примерный характер. Вы можете изложить свой ответ другими словами, если это не искажает биологический смысл)
1) период — палеогеновый, эпоха — эоцен;
2) близкие родственники данного животного в современной фауне – Дельфин Хэвисайда, Морская свинья, Гренландский кит, Сейвал, Косатка;
3) класс Млекопитающие, основной характерной особенностью которых является вскармливание детёнышей молоком.
Тренировочные задания с ответами
Выполните самостоятельно примеры Биология ЕГЭ Задание 23 и сверьте свой ответ с правильным (спрятан в спойлере).
Линия 23. [highlight] Пример № 2.[/highlight] Какие два вида организмов изображены на рисунке? Какой тип взаимоотношений между организмами иллюстрирует этот рисунок? Какой вид заменил в экосистемах в настоящее время один из этих двух видов?
Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТ
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла. Элементы ответа: 1) сумчатый волк и кенгуру; 2) хищничество; 3) человек заменил сумчатого волка.
[highlight] Пример № 3.[/highlight] Какой тип и фаза деления клетки изображены на рисунке? Какие процессы при этом происходят? Ответ поясните.
Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТ
Элементы ответа: 1) тип деления клетки — мейоз; 2) фаза деления клетки — телофаза II, 3) дочерние хромосомы достигают полюсов клетки, деспирализуются, нити веретена деления разрушаются, вокруг хромосом образуется ядерная оболочка, ядрышки восстанавливаются, происходит цитокинез – деление цитоплазмы, образуются 4 гаплоидные клетки.
[highlight] Пример № 4.[/highlight] Схема какого органоида клетки изображена на рисунке? Какую функцию он выполняет? Что обозначено на рисунке цифрой 1?
Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТ
Элементы ответа: 1) рибосома; 2) синтез белков; 3) малая субъединица.
[highlight] Пример № 5.[/highlight] Кто изображён на рисунке? В каком веке он творил? Какой вклад он внёс в науку?
Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТ
Элементы ответа: 1) Ж.-Б. Ламарк; 2) в XVIII—XIX вв.; 3) создал первое целостное эволюционное учение.
[highlight] Пример № 6.[/highlight] На рисунке изображена зависимость интенсивности жизнедеятельности организма от температуры воздуха. Как называются живые организмы, изображённые под номерами 1 и 2? Чем они различаются? Ответ поясните.
Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТ
Элементы ответа: 1) эвритермные; 2) стенотермные; 3) эвритермные организмы переносят значительные колебания температуры, а стенотермные организмы приспособлены к узкому интервалу температур.
Реальные задания ЕГЭ 2020 с ответами экспертов
Биология ЕГЭ Задание 23 [highlight] Пример № 7.[/highlight] Рассмотрите растения, изображённые на рисунках 1 и 2. Определите отделы к которым их относят. Укажите признаки, по которым Вы отнесли изображённые растения к этим отделам. Как называются гаметофиты представленных растений?
Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТ
Элементы ответа:
1) На рисунке 1 изображён представитель отдела Хвощевидные;
2) Признаки отдела: стебель членистый, листья чешуйчатые, расположены мутовкой, спороносный колосок на верхушке побега;
3) На рисунке 2 изображён представитель отдела Покрытосеменные;
4) Признаки отдела: наличие цветка и плода;
5) Гаметофит хвощевидных представлен заростком;
У Цветковых: мужской гаметофит — пыльцевое зерно; женский гаметофит — 8-ядерный зародышевый мешок.
[highlight] Пример № 8.[/highlight] Определите, модель строения какой клеточной структуры изображена на рисунке, молекулы какого вещества обозначены цифрой 1? Какова функция в этой структуры? Какая особенность строения и какие свойства молекул этого вещества позволяют ему выполнять эту функцию? Ответ поясните.
Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТ
Элементы ответа:
1) На рисунке изображена модель плазматической мембраны
2) Под цифрой 1 изображена молекула фосфолипида;
3) Основная функция фосфолипидного слоя — структурная (строительная);
4) Наличие в фосфолипиде полярных гидрофильных головок (отрицательный остаток фосфорной кислоты) и неполярных углеводородных гидрофобных хвостов (остатки жирных кислот) — обеспечивают построение бимолекулярного слоя молекул.
[highlight] Пример № 9.[/highlight] Назовите тип и фазу деления исходной диплоидной клетки, изображённой на схеме? Ответ обоснуйте. Какое биологическое значение имеет этот типа деления клетки?
Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТ
Элементы ответа:
1) Тип деления клетки — мейоз (второе деление), фаза — телофаза 2.
2) Тип деления определяем по отсутствию гомологичных хромосом в двух ядрах с гаплоидным набором, а исходная клетка была диплоидной.
3) Фазу деления определяем по цитокинезу и образованию двух ядер;
4) Значение мейоза: Основа полового размножения; Основа комбинативной изменчивости (за счет образования новых комбинаций генов при кроссинговере); Поддержание определенного и постоянного числа хромосом в поколениях.
[highlight] Пример № 10.[/highlight] Назовите тип и фазу деления исходной ДИПЛОИДНОЙ клетки, изображённой на схеме? Ответ обоснуйте. Какое биологическое значение имеет этот типа деления клетки?
Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТ
Элементы ответа:
1) Тип деления клетки — мейоз (второе деление), фаза — профаза 2.
2) Это мейоз, т.к. в клетке находится гаплоидный набор хромосом, а исходная клетка была диплоидной (на рисунке видны НЕгомологичные хромосомы (большая и маленькая));
3) Фазу деления определяем по исчезновению ядерной оболочки, спирализации хромосом и формированию веретена деления;
4) Значение мейоза: 1. Основа полового размножения; 2. Основа комбинативной изменчивости (за счет образования новых комбинаций генов при кроссинговере); 3. Поддержание определенного и постоянного числа хромосом в поколениях.
[highlight] Пример № 11.[/highlight] Назовите тип и фазу деления исходной ГАПЛОИДНОЙ клетки, изображённой на схеме. Ответ обоснуйте. Какое биологическое значение имеет этот тип деления клетки?
Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТ
Элементы ответа:
1) Тип деления клетки — митоз; фаза — профаза.
2) Это митоз, т.к. исходная клетка гаплоидная (а у таких клеток мейоз не происходит);
3) Фазу деления определяем по исчезновению ядерной оболочки, спирализации хромосом и формированию веретена деления;
4) Значение митоза: обеспечение постоянства числа хромосом в клеточных поколениях (так как дочерние клетки идентичны материнским).
[highlight] Пример № 12.[/highlight] Какими цифрами из рисунке обозначены конечности плавательного и копательного типов у насекомых? Объясните, по каким признакам Вы отнесли их к соответствующим типам. Определите путь эволюции, в результате которого сформировались конечности таких типов. В чём он проявляется?
Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТ
Элементы ответа:
1) Конечность копательного типа под цифрой 4, имеет зубчики и широкие отделы.
2) Конечность плавательного типа — под цифрой 2, имеет щетинки и широкие отделы, что увеличивает ее площадь для «загребания» воды.
3) Конечности сформировались путем идиоадаптаций для адаптаций насекомых к разным средам обитания.
[highlight] Пример № 13.[/highlight] Определите отделы, к которым относят растения, изображённые на рисунках. Укажите признаки, по которым Вы отнесли их к этим отделам. Чем представлены спорофиты у этих растений?
Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТ
Элементы ответа:
1) На рисунке 1 изображен представитель отдела Моховидные;
2) Признаки отдела: корни отсутствуют, есть ризоиды, на верхушках побегов развиваются коробочки со спорами.
3) На рисунке 2 изображен представитель отдела Покрытосеменные.
4) Признаки отдела: наличие цветков, плодов.
5) У моховидных спорофит представлен коробочкой на ножке, расположенной на гаметофите; У покрытосеменных спорофит — взрослое листостебельное растение.
[highlight] Пример № 14.[/highlight] Назовите структуру, обозначенную на рисунке стрелкой. Частью какого органа она является? Каковы её функции? Какие изменения произошли в строении этого органа в процессе эволюции земноводных? Ответ поясните.
Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТ
Элементы ответа:
1) На рисунке изображена барабанная перепонка, это часть органа слуха;
2) Функции: Улавливает и передаёт звуковые колебания на косточку в среднем ухе; Защищает полость среднего уха;
3) Эволюционные изменения у амфибий: 1. появление среднего уха; появление слуховой косточки (стремечка); 2. усиление колебаний (овального) окна улитки; 3. появление слуховой (евстахиевой) трубы; 4. выравнивание давления между средним ухом и окружающей средой.
[highlight] Пример № 15.[/highlight] Определите отделы, к которым относят растения, части которых изображены на рисунках 1 и 2. Укажите признаки, по которым Вы отнесли их к этим отделам. Что общего в половом размножении этих растений?
Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТ
Элементы ответа:
1) На рисунке 1 изображен представитель отдела Голосеменные;
2) Признаки отдела: наличие шишек, семена на чешуйках шишек лежат голо;
3) На рисунке 2 изображен представитель отдела Покрытосеменные;
4) Признаки отдела: имеются цветки и плоды с семенами;
5) Общее в половом размножении этих отделов: 1. размножение семенами (наличие семязачатков); 2. образование пыльцевого зерна и наличие опыления; 3. независимость оплодотворения от воды (спермиев достигают яйцеклетку по пыльцевой трубке); 4. пыльцевое зерно состоит из вегетативной и генеративной клеток; 5. гаметофиты (мужской и женский) максимально редуцированы.
Вы смотрели: Биология ЕГЭ Задание 23. Что нужно знать и уметь, план выполнения, примеры с ответами специалистов, анализ типичных ошибок.