Биология ЕГЭ Задание 20
Биология ЕГЭ Задание 20
Биология ЕГЭ Задание 20 проверяет знания общебиологических закономерностей. Чтобы выполнить такое задание, необходимо владеть биологической терминологией, понимать сущность биологических процессов и явлений, уметь работать с таблицей.
Линия 20 ЕГЭ по Биологии. Общебиологические закономерности. Человек и его здоровье. Дополнение таблицы (с рисунками и без рисунков). Коды проверяемых элементов содержания (КЭС): 2.2–2.7, 3.1–3.3, 3.8, 3.9, 6.1–6.5, 7.1–7.5. Уровень сложности: П. Максимальный балл: 2. Примерное время выполнения: 5 мин. Средний % выполнения: 55,8.
Задание включает таблицу с пропущенными элементами (с рисунком или без него). Из списка терминов нужно выбрать только те, которые заполнят пропуски. В ответе надо записать получившуюся последовательность цифр.
Алгоритм выполнения задания № 20 на ЕГЭ по биологии:
- Внимательно прочитайте задание.
- Проанализируйте, о каком биологическом процессе (явлении, структуре) идёт речь.
- Определите, какие термины пропущены в таблице.
- Для каждой ячейки, обозначенной буквой, подберите соответствующий термин из предложенного списка. Запишите в таблицу КИМ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам.
- Впишите получившуюся последовательность в бланк ответов № 1.
Задание 20 (пример выполнения с пояснением)
Линия 20. [highlight] Пример № 1. [/highlight] Рассмотрите рисунок с изображением генеративного органа покрытосеменного растения и определите тип цветка, семейство и тип соцветия, которые характерны для данного растения.
Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведённые в списке.
Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка.
Тип соцветия |
Семейство |
Тип цветка |
_________(А) |
__________(Б) |
__________(В) |
Список терминов:
- 1) початок;
- 2) кисть;
- 3) злаковые;
- 4) тычиночный цветок;
- 5) метёлка;
- 6) пестичный цветок.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Правильный ответ: 5 3 4
Пояснение: На рисунке изображены мужские (тычиночные) цветки Кукурузы сахарной из семейства Злаковые, собранные на верхушке растения в соцветие метёлка. Женские (пестичные) цветки расположены в пазухах листа и собраны в соцветие початок. Кукуруза имеет однополые цветки, расположенные на одном растении, — растение однодомное.
Анализ типичных ошибок
Задания повышенного уровня линии 20 на дополнение таблицы выполнили 37—58% участников ЕГЭ 2020 г. Экзаменуемые продемонстрировали знание учебного материала, а также умение устанавливать соответствие между признаками и органоидами клетки, определять последовательность процессов на клеточном уровне, анализировать и дополнять недостающую информацию в таблице. Однако низкие результаты получены по теме «Деление клетки. Фазы мейоза и митоза».
Цитата из Методических рекомендаций ФИПИ для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок (авторы: Рохлов, Петросова)
Советы педагогу! Обратите особое внимание на вопросы 19, 20, 21 первой части. Даже «сильные» дети, олимпиадники, делают ошибки в этих простых заданиях из-за невнимательности и неумения анализировать задачу. (к.п.н., профессор МИОО Георгий Лернер) |
Тренировочные задания
Выполните самостоятельно примеры задания № 20 и сверьте свой ответ с правильным (спрятан в спойлере).
Линия 20. [highlight] Пример № 2.[/highlight] Рассмотрите рисунок с изображением опыления орхидеи колибри и определите тип приспособления, форму естественного отбора и путь эволюции, которые привели к формированию взаимных приспособлений у колибри и орхидеи.
Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведённые в списке.
Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка.
Тип приспособления |
Форма естественного отбора |
Путь эволюции |
____________(А) |
__________(Б) |
__________(В) |
Список терминов: 1) ароморфоз; 2) движущая; 3) дивергенция; 4) форма органов; 5) мимикрия; 6) стабилизирующая; 7) идиоадаптация; 8) биологический прогресс.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
[highlight] Пример № 3.[/highlight] Проанализируйте таблицу «Функциональные группы организмов в экосистеме». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка.
Функциональные группы организмов в экосистеме.
Группа |
Тип питания |
Организмы |
Продуценты |
Автотрофы | _________(В) |
___________(А) |
Гетеротрофы |
Животные |
Редуценты | __________(Б) |
Сапротрофные бактерии |
Список терминов: 1) детритофаги; 2) консументы; 3) растения; 4) вирусы; 5) грибы; 6) гетеротрофы; 7) паразиты; 8) копрофаги.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
[highlight] Пример № 4.[/highlight] Проанализируйте таблицу «Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка.
Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора.
Особенности отбора | Искусственный отбор | Естественный отбор |
Темп и время действия | Быстрый, с появлением земледелия и животноводства | ___________(А) |
Отбирающий фактор | __________(Б) | Условия окружающей среды |
Результаты | Многообразие пород и сортов | __________(В) |
Список терминов: 1) медленный, в течение всей истории органического мира; 2) наследственная изменчивость; 3) человек; 4) медленный, с появлением земледелия и животноводства; 5) борьба за существование; 6) быстрый, в течение всей истории органического мира; 7) биологический прогресс; 8) многообразие видов.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
[highlight] Пример № 5.[/highlight] Проанализируйте таблицу «Классификация экологических факторов». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка.
Классификация экологических факторов.
Группа факторов |
Агент воздействия |
Пример |
__________(А) | Неживая природа | Влажность |
Биотические | _________(Б) | Конкуренция |
Антропогенные | Человек | __________(В) |
Список терминов: 1) зоогенные; 2) органическое вещество; 3) абиотические; 4) живые организмы; 5) загрязнение; 6) протокооперация; 7) температура; 8) вирусы.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
[highlight] Пример № 6.[/highlight] У двухточечной божьей коровки существует сезонный полиморфизм в виде двух цветовых модификаций: красной и чёрной. «Красные» божьи коровки лучше выживают зимой, а «чёрные» — летом. Рассмотрите рисунок и определите тип приспособления, форму естественного отбора и путь эволюции, которые привели к формированию двух форм божьих коровок. Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка.
Тип приспособления |
Форма естественного отбора |
Путь эволюции |
________(А) | _________(Б) | __________(В) |
Список терминов и понятий:
- 1) физиологический
- 2) ароморфоз
- 3) разрывающая
- 4) морфологический
- 5) движущая
- 6) идиоадаптация
- 7) стабилизирующая
- 8) биологический регресс
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Вы смотрели: Биология ЕГЭ Задание 20 (Общебиологические закономерности). Что нужно знать и уметь, план выполнения, примеры с ответами и пояснениями (комментариями) специалистов, анализ типичных ошибок.
Биология ЕГЭ Задание 20