Биология ЕГЭ Задание 20

Биология ЕГЭ Задание 20

Биология ЕГЭ Задание 20 проверяет знания общебиологических закономерностей. Чтобы выполнить такое задание, необходимо владеть биологической терминологией, понимать сущность биологических процессов и явлений, уметь работать с таблицей.

    

Линия 20 ЕГЭ по Биологии. Общебиологические закономерности. Человек и его здоровье. Дополнение таблицы (с рисунками и без рисунков). Коды проверяемых элементов содержания (КЭС): 2.2–2.7, 3.1–3.3, 3.8, 3.9, 6.1–6.5, 7.1–7.5. Уровень сложности: П. Максимальный балл: 2. Примерное время выполнения: 5 мин. Средний % выполнения: 55,8.

Задание включает таблицу с пропущенными элементами (с рисунком или без него). Из списка терминов нужно выбрать только те, которые заполнят пропуски. В ответе надо записать получившуюся последовательность цифр.

Алгоритм выполнения задания № 20 на ЕГЭ по биологии:

  1. Внимательно прочитайте задание.
  2. Проанализируйте, о каком биологическом процессе (явлении, структуре) идёт речь.
  3. Определите, какие термины пропущены в таблице.
  4. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, подберите соответствующий термин из предложенного списка. Запишите в таблицу КИМ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам.
  5. Впишите получившуюся последовательность в бланк ответов № 1.

 

Задание 20 (пример выполнения с пояснением)

Линия 20. [highlight] Пример № 1. [/highlight] Рассмотрите рисунок с изображением генеративного органа покрытосеменного растения и определите тип цветка, семейство и тип соцветия, которые характерны для данного растения.

Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведённые в списке.

Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка.

Тип соцветия

Семейство

Тип цветка

_________(А)

__________(Б)

__________(В)

Список терминов:

  • 1) початок;
  • 2) кисть;
  • 3) злаковые;
  • 4) тычиночный цветок;
  • 5) метёлка;
  • 6) пестичный цветок.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Правильный ответ: 5 3 4

Пояснение: На рисунке изображены мужские (тычиночные) цветки Кукурузы сахарной из семейства Злаковые, собранные на верхушке растения в соцветие метёлка. Женские (пестичные) цветки расположены в пазухах листа и собраны в соцветие початок. Кукуруза имеет однополые цветки, расположенные на одном растении, — растение однодомное.

Анализ типичных ошибок

Задания повышенного уровня линии 20 на дополнение таблицы выполнили 37—58% участников ЕГЭ 2020 г. Экзаменуемые продемонстрировали знание учебного материала, а также умение устанавливать соответствие между признаками и органоидами клетки, определять последовательность процессов на клеточном уровне, анализировать и дополнять недостающую информацию в таблице. Однако низкие результаты получены по теме «Деление клетки. Фазы мейоза и митоза».

Цитата из Методических рекомендаций ФИПИ для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок (авторы: Рохлов, Петросова)

Советы педагогу!
Обратите особое внимание на вопросы 19, 20, 21 первой части. Даже «сильные» дети, олимпиадники, делают ошибки в этих простых заданиях из-за невнимательности и неумения анализировать задачу.
(к.п.н., профессор МИОО Георгий Лернер)

 

Тренировочные задания

Выполните самостоятельно примеры задания № 20 и сверьте свой ответ с правильным (спрятан в спойлере).

Линия 20. [highlight] Пример № 2.[/highlight] Рассмотрите рисунок с изображением опыления орхидеи колибри и определите тип приспособления, форму естественного отбора и путь эволюции, которые привели к формированию взаимных приспособлений у колибри и орхидеи.

Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведённые в списке.

Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка.

Тип приспособления

Форма естественного отбора

Путь эволюции

____________(А)

__________(Б)

__________(В)

Список терминов: 1) ароморфоз; 2) движущая; 3) дивергенция; 4) форма органов; 5) мимикрия; 6) стабилизирующая; 7) идиоадаптация; 8) биологический прогресс.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

[highlight] Пример № 3.[/highlight] Проанализируйте таблицу «Функциональные группы организмов в экосистеме». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка.

Функциональные группы организмов в экосистеме.

Группа

Тип питания

Организмы

Продуценты

Автотрофы _________(В)

___________(А)

Гетеротрофы

Животные

Редуценты __________(Б)

Сапротрофные бактерии

Список терминов: 1) детритофаги; 2) консументы; 3) растения; 4) вирусы; 5) грибы; 6) гетеротрофы; 7) паразиты; 8) копрофаги.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

[highlight] Пример № 4.[/highlight] Проанализируйте таблицу «Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка.

Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора.

Особенности отбора Искусственный отбор Естественный отбор
Темп и время действия Быстрый, с появлением земледелия и животноводства ___________(А)
Отбирающий фактор __________(Б) Условия окружающей среды
Результаты Многообразие пород и сортов __________(В)

Список терминов: 1) медленный, в течение всей истории органического мира; 2) наследственная изменчивость; 3) человек; 4) медленный, с появлением земледелия и животноводства; 5) борьба за существование; 6) быстрый, в течение всей истории органического мира; 7) биологический прогресс; 8) многообразие видов.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

[highlight] Пример № 5.[/highlight] Проанализируйте таблицу «Классификация экологических факторов». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка.

Классификация экологических факторов.

Группа факторов

Агент воздействия

Пример

__________(А) Неживая природа Влажность
Биотические _________(Б) Конкуренция
Антропогенные Человек __________(В)

Список терминов: 1) зоогенные; 2) органическое вещество; 3) абиотические; 4) живые организмы; 5) загрязнение; 6) протокооперация; 7) температура; 8) вирусы.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

[highlight] Пример № 6.[/highlight] У двухточечной божьей коровки существует сезонный полиморфизм в виде двух цветовых модификаций: красной и чёрной. «Красные» божьи коровки лучше выживают зимой, а «чёрные» — летом. Рассмотрите рисунок и определите тип приспособления, форму естественного отбора и путь эволюции, которые привели к формированию двух форм божьих коровок. Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка.

Тип приспособления

Форма естественного отбора

Путь эволюции

________(А) _________(Б) __________(В)

Список терминов и понятий:

  • 1) физиологический
  • 2) ароморфоз
  • 3) разрывающая
  • 4) морфологический
  • 5) движущая
  • 6) идиоадаптация
  • 7) стабилизирующая
  • 8) биологический регресс

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 


Вы смотрели: Биология ЕГЭ Задание 20 (Общебиологические закономерности). Что нужно знать и уметь, план выполнения, примеры с ответами и пояснениями (комментариями) специалистов, анализ типичных ошибок.

    

 

Биология ЕГЭ Задание 20

Похожие записи

Форма для написания комментария

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки комментариев: от 1 часа до 3 дней