Биология ЕГЭ Задание 2
Биология ЕГЭ Задание 2
Биология ЕГЭ Задание 2 проверяет знания методов биологического исследования и уровней организации живого. Чтобы выполнить такое задание, необходимо свободно владеть информацией об основных и частных методах биологии, критериях и особенностях организации живой материи.
Линия 2 ЕГЭ по Биологии. Биология как наука. Методы научного познания. Уровни организации живого.
Работа с таблицей. Коды проверяемых элементов содержания (КЭС): 3.5, 3.8, 4.1, 6.3. Уровень сложности: Б. Максимальный балл: 2. Примерное время выполнения: 4 мин. Средний % выполнения: 59,3.
Задание представляет собой тестовый вопрос с пятью вариантами ответа. Два из них правильные. В ответе надо записать цифры, под которыми указаны верные варианты. Цифры в ответе нужно располагать по возрастанию.
Алгоритм выполнения задания № 2 на ЕГЭ по биологии:
- Внимательно прочитайте вопрос.
- Проанализируйте, о каком разделе биологии, методе изучения или уровне организации живого идёт речь.
- Определите, какие из предложенных вариантов верные.
- Запишите цифры в порядке возрастания в поле ответа КИМ и бланк ответов № 1.
Обратите внимание! В данном задании необходимо выбрать только те процессы, которые свойственны отдельному организму.
Задание 2 (пример выполнения с пояснением)
Линия 02. [highlight] Пример № 1. [/highlight] Выберите два верных ответа из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
На организменном уровне организации живого происходят такие процессы, как
- онтогенез;
- дивергенция;
- эмбриогенез;
- популяционные волны;
- филогенез.
Правильный ответ: 1 3
Пояснение: Процессы дивергенции, филогенеза и популяционные волны действуют на более высоких уровнях организации живого: популяционно-видовом и биогеоценотическом. Процессы индивидуального развития (онтогенез) и эмбриогенеза (начальная стадия онтогенеза живых существ, образование и развитие эмбриона) характерны для индивидуального организма.
Теория, которую необходимо повторить
В период подготовки к экзамену ПОВТОРЯЕМ теорию по конспектам:
- КЭС 3.5. Закономерности наследственности. Законы Менделя. Законы Моргана. Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Взаимодействие генов. Генетика человека. (Конспект 1, Конспект 2, Конспект 3, Конспект 4, Конспект 5, Конспект 6, Конспект 7)
- КЭС 3.8. Селекция. Методы селекции и их генетические основы. Методы выведения новых сортов растений, пород животных, штаммов микроорганизмов. Значение генетики для селекции. (Конспект 1, Конспект 2, Конспект 3)
- КЭС 4.1. Многообразие организмов. Систематика. Вирусы. (Конспект 1, Конспект 2)
- КЭС 6.3. Доказательства эволюции живой природы. Результаты эволюции (Конспект)
Нажмите на спойлер ниже, чтобы посмотреть основный теоретический материал к данной линии (положения клеточной теории, этапы открытия и изучения клетки, уровневая организация жизни, методы биологии).
Открыть справочный материал для задания № 2
Современная клеточная теория (кратко)
Клетка — элементарная единица строения и жизнедеятельности всех организмов (кроме вирусов), обладающая всеми свойствами живого.
Положения клеточной теории:
- Клетка — целостная элементарная живая система, состоящая из органелл, основа строения и развития живых организмов; способна к самообновлению, саморегуляции и самовоспроизведению.
- Клетки всех организмов построены по единому принципу, сходны по химическому составу, основным проявлениям жизнедеятельности.
- Каждая новая клетка образуется в результате деления исходной (материнской).
- В многоклеточных организмах клетки специализируются по выполняемым функциям и образуют ткани. Из тканей состоят органы и системы органов.
- Каждая клетка многоклеточного организма содержит весь геном этого организма, но отличается по уровню работы отдельных генов, что приводит к их разнообразию.
Этапы открытия и изучения клетки
1665 г. – Р. Гук на срезах пробкового дерева обнаружил крошечные ячейки, которые назвал клетками.
1674 г. – А. ван Левенгук под микроскопом в капле воды наблюдал движущиеся живые организмы (инфузории, амёбы, бактерии).
1675 г. – М. Мальпиги, И. Грю (в 1681г.) подтвердили клеточное строение растений.
1802—1808 гг. – Ш. Ф. Мирбель установил, что все растения состоят из тканей, образованных клетками.
1809 г. – Ж. Б. Ламарк определил клеточное строение животных организмов.
1825 г. – Я. Пуркине открыл ядро яйцеклетки птиц.
1831 г. – Р. Броун впервые описал ядро растительной клетки.
1833 г. – Р. Броун установил, что ядро — обязательный органоид клетки растений.
1839 г. – М. Шлейденом и Т. Шванном сформулирована клеточная теория строения организмов, которая включала три положения.
1858 r. – P. Вирхов дополнил клеточную теорию ещё одним положением.
1878 г. – И. Д. Чистяков открыл митоз в растительных клетках.
1878 г. – В. Флемминг обнаружил митоз у животных.
1882 г. – В. Флемминг наблюдал мейоз в животных клетках.
1888 г. – Э. Страсбургер наблюдал мейоз в растительных клетках.
Уровневая организация жизни
Жизнь — активная форма существования материи, совокупность физических и химических процессов клетки, осуществляющей обмен веществ и деление.
Биологическая система — живая структура, существующая в определённой для неё среде обитания, обладающая способностью обмена веществ и энергии, а также защитой обмена и копирования информации, которая обуславливает её функции и возможности.
Общие признаки живых систем:
- Клеточное строение (исключение — вирусы).
- Наследственность — способность организмов передавать свои признаки из поколения в поколение.
- Изменчивость — способность организмов приобретать новые признаки.
- Раздражимость — способность организмов избирательно воспринимать воздействия внешней среды и реагировать на них изменением своих физико-химических и физиологических свойств.
- Общность химического состава — все живые организмы на 98 % состоят из четырёх элементов: углерода, азота, кислорода и водорода.
- Обмен веществ и энергии — совокупность процессов поступления веществ в организм и использования их для выработки энергии, а также выделение конечных продуктов в окружающую среду.
- Рост — увеличение массы, обусловленное репродукцией.
- Самовоспроизведение (репродукция) — способность к воспроизведению себе подобных.
- Саморегуляция — постоянство структурной организации и химического состава внутренней среды.
- Развитие — приобретение новых индивидуальных свойств организма.
- Открытость системы — способность существовать при условии постоянного обмена веществ и энергии с окружающей средой.
- Дискретность — любая система состоит из отдельных, но взаимодействующих между собой частей, образующих функциональное единство.
Уровни организации жизни:
- Биосферный. Структурный элемент: взаимодействующие биогеоценозы и окружающая их среда — биосфера. Процессы уровня: взаимодействие живого и неживого вещества планеты, круговорот веществ и энергии, хозяйственная и этнокультурная деятельность человека.
- Биогеоценотический. Структурный элемент: популяции и виды, взаимодействующие между собой в определённой среде, — экосистема. Процессы уровня: саморегуляция, самовоспроизводство и саморазвитие биогеоценозов.
- Популяционно-видовой. Структурный элемент: родственные особи, объединённые в популяцию, вид. Процессы уровня: действие движущих сил эволюции, изменение генофонда популяции, видообразование.
- Организменный. Структурный элемент: одноклеточный или многоклеточный организм. Процессы уровня: питание, дыхание, раздражимость, выделение, размножение, рост и др.
- Клеточный. Структурный элемент: клетка с органеллами. Процессы уровня: воспроизведение, обмен веществ и энергии, регуляция химических реакций.
- Молекулярный. Структурный элемент: химические вещества. Процессы уровня: реализация и передача наследственной информации, биосинтез, физико-химические реакции и др.
Каждый из уровней организации живой природы вносит свой вклад в единый процесс эволюции. В клетке воспроизводится наследственная информация, происходит её изменение, что приводит к возникновению новых сочетаний признаков и свойств организма, которые в свою очередь подвергаются действию естественного отбора на популяционно-видовом уровне.
Наиболее фундаментальные различия между живыми системами создают четыре группы особенностей:
- общий характер связей живой системы с внешней средой;
- уровень функциональной организации системы;
- уровень структурной агрегации системы;
- способ организации процессов метаболизма.
По характеру связей с внешней средой система может быть закрытой и открытой. Открытые системы обмениваются с окружающей средой веществом и энергией, нуждаются в поступлении вещества и энергии извне (питание, фотосинтез), но не накапливают их бесконечно, а частично выделяют в среду.
Методы биологии
Метод — путь достижения поставленной цели. В биологии помимо научного метода познания, который применяется и в других науках, используются и частные методы.
Алгоритм научного метода познания: 1) Наблюдение. 2) Формулировка гипотез. 3) Эксперимент. 4) Моделирование. 5) Анализ результатов. 6) Выведение общих закономерностей.
Основные методы биологии:
- Наблюдение — описание биологического явления.
- Сравнение — сопоставление объектов, процессов или явлений, нахождение между ними сходств и различий.
- Эксперимент — целенаправленное исследование в управляемых условиях.
- Моделирование — изучение объекта, процесса или явления через воспроизведение его в виде модели (образа).
Частные методы биологии
- Генеалогический — составление родословных людей, выяснение характера наследования некоторых признаков.
- Исторический — установление взаимосвязей между фактами, процессами, явлениями, происходившими на протяжении длительного времени.
- Палеонтологический — выявление родства между древними организмами.
- Центрифугирование — разделение смесей на составные части под действием центробежной силы.
- Цитологический (цитогенетический) — исследование строения клетки, её структур с помощью различных микроскопов.
- Биохимический — исследование химического состава живых клеток и организмов, химических процессов организма.
Тренировочные задания
Выполните самостоятельно примеры задания № 2 и сверьте свой ответ с правильным (спрятан в спойлере).
Линия 2. [highlight] Пример № 2.[/highlight] Выберите два верных ответа из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Какие уровни организации живой природы представлены биокосными системами, включающими не только живое вещество, но и неживое?
- 1) организменный
- 2) популяционно-видовой
- 3) биоценотический
- 4) биогеоценотический
- 5) биосферный
Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТ
Правильный ответ: 4 5[highlight] Пример № 3.[/highlight] Выберите два верных ответа из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Цитогенетический метод позволяет
- 1) обнаружить генные мутации
- 2) обнаружить хромосомные мутации
- 3) обнаружить геномные мутации
- 4) оценить роль внешней среды в формировании фенотипа
- 5) прогнозировать вероятность передачи потомкам наследственных заболеваний
Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТ
Правильный ответ: 2 3[highlight] Пример № 4.[/highlight] Выберите два верных ответа из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Какие биологические науки изучают сообщества живых организмов?
- 1) экология
- 2) морфология
- 3) генетика
- 4) ветеринария
- 5) биогеография
Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТ
Правильный ответ: 1 5[highlight] Пример № 5.[/highlight] Выберите два верных ответа из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Какие биологические науки изучают развитие жизни?
- 1) анатомия
- 2) палеонтология
- 3) биохимия
- 4) эволюционное учение
- 5) биотехнология
Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТ
Правильный ответ: 2 4[highlight] Пример № 6.[/highlight] Выберите два верных ответа из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Выберите самый простой и самый сложный уровни организации живой природы из ниже перечисленных.
- 1) органно-тканевой
- 2) популяционно-видовой
- 3) молекулярно-генетический
- 4) биоценотический
- 5) субклеточный
Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТ
Правильный ответ: 3 4
Вы смотрели: Биология ЕГЭ Задание 2. Что нужно знать и уметь, план выполнения, примеры с ответами и пояснениями (комментариями) специалистов, анализ типичных ошибок.
Биология ЕГЭ Задание 2