Биология ЕГЭ Задание 2 проверяет знания методов биологического исследования и уровней организации живого. Чтобы выполнить такое задание, необходимо свободно владеть информацией об основных и частных методах биологии, критериях и особенностях организации живой материи.
Линия 2 ЕГЭ по Биологии. Биология как наука. Методы научного познания. Уровни организации живого. Работа с таблицей. Коды проверяемых элементов содержания (КЭС): 3.5, 3.8, 4.1, 6.3. Уровень сложности: Б. Максимальный балл: 2. Примерное время выполнения: 4 мин. Средний % выполнения: 59,3.
Задание представляет собой тестовый вопрос с пятью вариантами ответа. Два из них правильные. В ответе надо записать цифры, под которыми указаны верные варианты. Цифры в ответе нужно располагать по возрастанию.
Алгоритм выполнения задания № 2 на ЕГЭ по биологии:
Внимательно прочитайте вопрос.
Проанализируйте, о каком разделе биологии, методе изучения или уровне организации живого идёт речь.
Определите, какие из предложенных вариантов верные.
Запишите цифры в порядке возрастания в поле ответа КИМ и бланк ответов № 1.
Обратите внимание! В данном задании необходимо выбрать только те процессы, которые свойственны отдельному организму.
Задание 2 (пример выполнения с пояснением)
Линия 02. [highlight] Пример № 1. [/highlight] Выберите два верных ответа из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
На организменном уровне организации живого происходят такие процессы, как
онтогенез;
дивергенция;
эмбриогенез;
популяционные волны;
филогенез.
Правильный ответ: 1 3
Пояснение: Процессы дивергенции, филогенеза и популяционные волны действуют на более высоких уровнях организации живого: популяционно-видовом и биогеоценотическом. Процессы индивидуального развития (онтогенез) и эмбриогенеза (начальная стадия онтогенеза живых существ, образование и развитие эмбриона) характерны для индивидуального организма.
Теория, которую необходимо повторить
В период подготовки к экзамену ПОВТОРЯЕМ теорию по конспектам:
КЭС 3.8. Селекция. Методы селекции и их генетические основы. Методы выведения новых сортов растений, пород животных, штаммов микроорганизмов. Значение генетики для селекции. (Конспект 1, Конспект 2, Конспект 3)
КЭС 6.3. Доказательства эволюции живой природы. Результаты эволюции (Конспект)
Нажмите на спойлер ниже, чтобы посмотреть основный теоретический материал к данной линии (положения клеточной теории, этапы открытия и изучения клетки, уровневая организация жизни, методы биологии).
Открыть справочный материал для задания № 2
Современная клеточная теория (кратко)
Клетка — элементарная единица строения и жизнедеятельности всех организмов (кроме вирусов), обладающая всеми свойствами живого.
Положения клеточной теории:
Клетка — целостная элементарная живая система, состоящая из органелл, основа строения и развития живых организмов; способна к самообновлению, саморегуляции и самовоспроизведению.
Клетки всех организмов построены по единому принципу, сходны по химическому составу, основным проявлениям жизнедеятельности.
Каждая новая клетка образуется в результате деления исходной (материнской).
В многоклеточных организмах клетки специализируются по выполняемым функциям и образуют ткани. Из тканей состоят органы и системы органов.
Каждая клетка многоклеточного организма содержит весь геном этого организма, но отличается по уровню работы отдельных генов, что приводит к их разнообразию.
Этапы открытия и изучения клетки
1665 г. – Р. Гук на срезах пробкового дерева обнаружил крошечные ячейки, которые назвал клетками.
1674 г. – А. ван Левенгук под микроскопом в капле воды наблюдал движущиеся живые организмы (инфузории, амёбы, бактерии).
1675 г. – М. Мальпиги, И. Грю (в 1681г.) подтвердили клеточное строение растений.
1802—1808 гг. – Ш. Ф. Мирбель установил, что все растения состоят из тканей, образованных клетками.
1809 г. – Ж. Б. Ламарк определил клеточное строение животных организмов.
1825 г. – Я. Пуркине открыл ядро яйцеклетки птиц.
1831 г. – Р. Броун впервые описал ядро растительной клетки.
1833 г. – Р. Броун установил, что ядро — обязательный органоид клетки растений.
1839 г. – М. Шлейденом и Т. Шванном сформулирована клеточная теория строения организмов, которая включала три положения.
1858 r. – P. Вирхов дополнил клеточную теорию ещё одним положением.
1878 г. – И. Д. Чистяков открыл митоз в растительных клетках.
1878 г. – В. Флемминг обнаружил митоз у животных.
1882 г. – В. Флемминг наблюдал мейоз в животных клетках.
1888 г. – Э. Страсбургер наблюдал мейоз в растительных клетках.
Уровневая организация жизни
Жизнь — активная форма существования материи, совокупность физических и химических процессов клетки, осуществляющей обмен веществ и деление. Биологическая система — живая структура, существующая в определённой для неё среде обитания, обладающая способностью обмена веществ и энергии, а также защитой обмена и копирования информации, которая обуславливает её функции и возможности.
Общие признаки живых систем:
Клеточное строение (исключение — вирусы).
Наследственность — способность организмов передавать свои признаки из поколения в поколение.
Изменчивость — способность организмов приобретать новые признаки.
Раздражимость — способность организмов избирательно воспринимать воздействия внешней среды и реагировать на них изменением своих физико-химических и физиологических свойств.
Общность химического состава — все живые организмы на 98 % состоят из четырёх элементов: углерода, азота, кислорода и водорода.
Обмен веществ и энергии — совокупность процессов поступления веществ в организм и использования их для выработки энергии, а также выделение конечных продуктов в окружающую среду.
Рост — увеличение массы, обусловленное репродукцией.
Самовоспроизведение (репродукция) — способность к воспроизведению себе подобных.
Саморегуляция — постоянство структурной организации и химического состава внутренней среды.
Развитие — приобретение новых индивидуальных свойств организма.
Открытость системы — способность существовать при условии постоянного обмена веществ и энергии с окружающей средой.
Дискретность — любая система состоит из отдельных, но взаимодействующих между собой частей, образующих функциональное единство.
Уровни организации жизни:
Биосферный. Структурный элемент: взаимодействующие биогеоценозы и окружающая их среда — биосфера. Процессы уровня: взаимодействие живого и неживого вещества планеты, круговорот веществ и энергии, хозяйственная и этнокультурная деятельность человека.
Биогеоценотический. Структурный элемент: популяции и виды, взаимодействующие между собой в определённой среде, — экосистема. Процессы уровня: саморегуляция, самовоспроизводство и саморазвитие биогеоценозов.
Популяционно-видовой. Структурный элемент: родственные особи, объединённые в популяцию, вид. Процессы уровня: действие движущих сил эволюции, изменение генофонда популяции, видообразование.
Организменный. Структурный элемент: одноклеточный или многоклеточный организм. Процессы уровня: питание, дыхание, раздражимость, выделение, размножение, рост и др.
Клеточный. Структурный элемент: клетка с органеллами. Процессы уровня: воспроизведение, обмен веществ и энергии, регуляция химических реакций.
Молекулярный. Структурный элемент: химические вещества. Процессы уровня: реализация и передача наследственной информации, биосинтез, физико-химические реакции и др.
Каждый из уровней организации живой природы вносит свой вклад в единый процесс эволюции. В клетке воспроизводится наследственная информация, происходит её изменение, что приводит к возникновению новых сочетаний признаков и свойств организма, которые в свою очередь подвергаются действию естественного отбора на популяционно-видовом уровне.
Наиболее фундаментальные различия между живыми системами создают четыре группы особенностей:
общий характер связей живой системы с внешней средой;
уровень функциональной организации системы;
уровень структурной агрегации системы;
способ организации процессов метаболизма.
По характеру связей с внешней средой система может быть закрытой и открытой. Открытые системы обмениваются с окружающей средой веществом и энергией, нуждаются в поступлении вещества и энергии извне (питание, фотосинтез), но не накапливают их бесконечно, а частично выделяют в среду.
Методы биологии
Метод — путь достижения поставленной цели. В биологии помимо научного метода познания, который применяется и в других науках, используются и частные методы.
Алгоритм научного метода познания: 1) Наблюдение. 2) Формулировка гипотез. 3) Эксперимент. 4) Моделирование. 5) Анализ результатов. 6) Выведение общих закономерностей.
Основные методы биологии:
Наблюдение — описание биологического явления.
Сравнение — сопоставление объектов, процессов или явлений, нахождение между ними сходств и различий.
Эксперимент — целенаправленное исследование в управляемых условиях.
Моделирование — изучение объекта, процесса или явления через воспроизведение его в виде модели (образа).
Частные методы биологии
Генеалогический — составление родословных людей, выяснение характера наследования некоторых признаков.
Исторический — установление взаимосвязей между фактами, процессами, явлениями, происходившими на протяжении длительного времени.
Палеонтологический — выявление родства между древними организмами.
Центрифугирование — разделение смесей на составные части под действием центробежной силы.
Цитологический (цитогенетический) — исследование строения клетки, её структур с помощью различных микроскопов.
Биохимический — исследование химического состава живых клеток и организмов, химических процессов организма.
Тренировочные задания
Выполните самостоятельно примеры задания № 2 и сверьте свой ответ с правильным (спрятан в спойлере).
Линия 2. [highlight] Пример № 2.[/highlight] Выберите два верных ответа из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие уровни организации живой природы представлены биокосными системами, включающими не только живое вещество, но и неживое?
1) организменный
2) популяционно-видовой
3) биоценотический
4) биогеоценотический
5) биосферный
Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТ
Правильный ответ: 4 5
[highlight] Пример № 3.[/highlight] Выберите два верных ответа из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Цитогенетический метод позволяет
1) обнаружить генные мутации
2) обнаружить хромосомные мутации
3) обнаружить геномные мутации
4) оценить роль внешней среды в формировании фенотипа
5) прогнозировать вероятность передачи потомкам наследственных заболеваний
Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТ
Правильный ответ: 2 3
[highlight] Пример № 4.[/highlight] Выберите два верных ответа из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие биологические науки изучают сообщества живых организмов?
1) экология
2) морфология
3) генетика
4) ветеринария
5) биогеография
Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТ
Правильный ответ: 1 5
[highlight] Пример № 5.[/highlight] Выберите два верных ответа из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие биологические науки изучают развитие жизни?
1) анатомия
2) палеонтология
3) биохимия
4) эволюционное учение
5) биотехнология
Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТ
Правильный ответ: 2 4
[highlight] Пример № 6.[/highlight] Выберите два верных ответа из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Выберите самый простой и самый сложный уровни организации живой природы из ниже перечисленных.
1) органно-тканевой
2) популяционно-видовой
3) молекулярно-генетический
4) биоценотический
5) субклеточный
Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТ
Правильный ответ: 3 4
Вы смотрели: Биология ЕГЭ Задание 2. Что нужно знать и уметь, план выполнения, примеры с ответами и пояснениями (комментариями) специалистов, анализ типичных ошибок.