Культура советского общества

Культура советского общества

Раздел ОГЭ по истории: 3.1.21* Социалистический реализм в литературе и искусстве. Достижения советского образования, науки и техники.
Код элемента ЕГЭ: 3.2.16. Особенности развития советской культуры в 1950-1980-х гг.

Характерные черты советской культуры
во второй половине XX в.

Послевоенный период (1945—1953 гг.)

  • Восстановление и укрепление материально-технической базы культуры.
  • Ужесточение идеологического контроля.
  • Преследование деятелей культуры (поэты и писатели: А. А. Ахматова, М. М. Зощенко, Э. Г. Казакевич, Ю. П. Герман, композиторы: В. И. Мурадели, С. С. Прокофьев, А. И. Хачатурян, Д. Д. Шостакович, кинорежиссёры: С. М. Эйзенштейн, В. И. Пудовкин и др.).
  • Восстановление сети научных учреждений, увеличение капиталовложений в научные разработки.
  • Приукрашивание советской действительности в произведениях литературы и искусства.
  • Преобладание военной тематики в произведениях литературы и искусства.
  • Поддержка культа личности И. В. Сталина в произведениях литературы и искусства

«Оттепель» (1953—1964 гг.)

  • Реорганизация системы управления культурой → март 1953 г.— создание Министерства культуры СССР.
  • Восстановление разрушенных войной памятников, музеев, театров, дворцов культуры и др.
  • Ослабление прямого идеологического давления на сферу культуры при сохранении партийного контроля.
  • Реабилитация ряда научных направлений (генетика, кибернетика).
  • Успешное развитие ракетно-космической техники.
  • Возникновение новых тем в искусстве («деревенская тема»).
  • Начало выпуска запрещённой литературы («самиздат», «тамиздат»). «Самиздат» — термин, возникший на рубеже 1950—1960-х гг., означавший неподцензурную печать в СССР, ходившую по рукам в списках и машинописи. Через «самиздат» происходило знакомство с литературным наследием Н. С. Гумилёва, О. Э. Мандельштама, М. И. Цветаевой, переводной литературой, запрещённой в СССР, диссидентскими журналами и бюллетенями. «Тамиздат» — термин, обозначавший печатную продукцию антисоветского содержания, нелегально ввозимую в СССР, как правило запрещённую советской цензурой и изданную на русском и других языках народов СССР.
  • Расширение международных культурных контактов (Московский кинофестиваль, Международный конкурс исполнителей им. П. И. Чайковского, выставки картин зарубежных собраний и т. д.).
  • Оживление антирелигиозной пропаганды, жёсткое административное давление на Русскую Православную Церковь.
  • Борьба с альтернативными направлениями художественной культуры.

«Застой» (эпоха «развитого социализма») (1964—1985 гг.)

  • Запреты и ограничения в духовной жизни (1970 г.— смещение А. Т. Твардовского с должности главного редактора журнала «Новый мир»).
  • Идейная реабилитация сталинизма.
  • Противостояние официально-догматической и неофициальной демократической культуры, создание духовных предпосылок для перестройки.
  • Развитие авторского кинематографа (А. А. Тарковский, К. Г. Муратова).
  • Расцвет театрального искусства (театры «Современник», «Ленком», «Таганка» в Москве).
  • Широкая популярность песенного творчества (В. С. Высоцкий, Ю. П. Визбор, Б. Ш. Окуджава и др.).
  • Эмиграция из СССР деятелей культуры: в 1966—1988 гг. 175 чел. (высланные или уехавшие сами) были лишены советского гражданства (театральный режиссёр Ю. П. Любимов, скульпторы М. М. Шемякин, Э. И. Неизвестный, писатели и поэты Н. М. Коржавин, И. А. Бродский, А. А. Галич, А. И. Солженицын, В. П. Аксёнов, виолончелист и дирижёр М. Л. Ростропович, оперная певица Г. П. Вишневская, артисты балета Р. X. Нуреев, М. П. Барышников и др.)

«Перестройка» (1985—1991 гг.)

  • Частичный отказ от идеологической цензуры.
  • Государственное признание приоритета общечеловеческих ценностей (над классовыми, национальными, идеологическими). Общечеловеческие ценности — ценности, воспроизводимые в любом типе культуры, являющиеся абсолютным стандартом для людей всех культур и эпох: жизнь отдельного человека, творчество, истина, справедливость и др.
  • Попытки объективного переосмысления прошлого своей страны.
  • Расцвет публицистики (от лат. publicus — общественный) — вида литературы, связанной с обсуждением насущных социальных проблем с целью воздействия на общественное мнение.
  • Оживление прессы (журналы «Огонёк», «Новый мир», «Знамя», газеты «Аргументы и факты», «Московские новости») и телевидения (программы «Взгляд», «Пятое колесо», «600 секунд»).
  • Постепенный отказ от метода социалистического реализма.
  • Сокращение финансирования научных разработок.
  • Нормализация отношений церкви и государства

 

Этапы развития культуры

1. Наука, техника, образование

Послевоенный период (1945—1953 гг.)

Наука

  • Создание в каждой союзной республике своей Академии наук.
  • 1949 г. — СССР — обладатель атомной бомбы.
  • 1953 г. — создание водородной бомбы

Образование. Завершение перехода к всеобщему семилетнему образованию. Развитие форм вечернего и заочного образования

«Оттепель» (1953—1964 гг.)

Физика

  • 1956 г. — организация П. В. Курчатовым Института ядерных исследований в Дубне.
  • 1956 г. — создание А. П. Туполевым первого советского реактивного самолёта ТУ-104.
  • 1957 г. — открытие Академгородка (около Новосибирска).
  • 1957 г. — создание первого в мире атомного ледокола «Ленин».

Развитие ракетной техники (под руководством С. П. Королёва) и освоение космического пространства

  • 4 октября 1957 г. — запуск в космос первого искусственного спутника Земли.
  • 12 апреля 1961 г. — Ю. А. Гагарин на космическом корабле «Восток» совершил первый в истории полёт в космос (108 мин.).
  • 1962 г. — первый в истории групповой полёт в космосе вокруг Земли двух космических кораблей «Восток-3» (А. Г. Николаев) и «Восток-4» (П. Р. Попович).
  • 1963 г. — полёт осуществила первая женщина-космонавт В. В. Терешкова (71 ч.).

Советские учёные, удостоенные Нобелевской премии

  • 1958 г. — И. Е. Тамм, И. М. Франк, П. А. Черенков разработали теорию излучения.
  • 1962 г. — Л. Д. Ландау создал работы по сверхпроводимости и сверхтекучести.
  • 1964 г. — А. М. Прохоров, П. Г. Басов обосновали основы квантовой электротехники.

Образование. 1958 — 1959 гг. — реформа системы среднего образования → переход к обязательному 8-летнему образованию. Перевод 10-летней школы на 11-летнее обучение. Расширение системы вечернего и заочного образования

«Застой» (эпоха «развитого социализма») (1964—1985 гг.)

Физика. Советские учёные, удостоенные Нобелевской премии

1965 г. — Н. П. Семёнов создал теорию теплового взрыва газовых смесей.
1975 г. — Л. В. Канторович разработал основы линейного программирования.
1978 г — П. П. Капица сделал фундаментальные изобретения и открытия в области физики низких температур.

Освоение космического пространства

  • 1965 г. — первый выход человека из корабля в открытый космос (А. А. Леонов). Запуск автоматической станции для исследования Луны и Венеры.
  • 1975 г. — совместный полёт советского корабля «Союз-19» и американского «Аполлон». Развитие программы «Интеркосмос».

Образование. Введение всеобщего обязательного среднего образования (по Конституции СССР 1977 г.)

Перестройка (1985—1991 гг.)

Наука

  • Большие кадровые потери в научных коллективах страны вследствие эмиграции и оттока учёных в другие, чаще всего не связанные с наукой сферы деятельности.
  • Кризис в методах научного исследования применительно к общественным наукам.

Образование

  • 1987 г. — реформа высшей школы → интеграция (объединение) образования, производства и науки. Введение принципа взаимоотношений между вузом и предприятием на договорных основах; отмена различных льгот и привилегий при поступлении в вузы (рабфаков, квот на подготовку национальных кадров и др.).
  • Возникновение новых учебных заведений: гимназий, лицеев, колледжей

 

2. Литература

Послевоенный период (1945—1953 гг.)

  • 1946 г — постановление ЦК ВКП (б) о журналах «Звезда» и «Ленинград» («проводники чуждой советскому духу идеологии») → критика творчества период поэтессы А. А. Ахматовой и писателя, сатирика, драматурга М. М. Зощенко.
  • 1946 — публикация повести В. Некрасова «В окопах Сталинграда»

«Оттепель» (1953—1964 гг.)

  • 1954 г. — опубликование повести И. Г. Эренбурга «Оттепель», название — символ наступающей эпохи.
  • Творчество писателей Д. А. Гранина, В. Ф. Тендрякова, В. Д. Дудинцева, В. М. Шукшина и др.
  • 1957 г. — исключение Б. Л. Пастернака из Союза писателей СССР (за опубликование за рубежом романа «Доктор Живаго») → вынужден отказаться от получения Нобелевской премии в области литературы.
  • 1962 г. — публикация повести А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» в журнале «Новый мир»

«Застой» (1964—1985 гг.)

  • 1960 — 1970-е гг. — появление жанра «деревенской прозы» (С. П. Залыгин, Б. Л. Васильев, В. М. Быков, В. П. Астафьев, В. Г. Распутин, Ф. А. Абрамов и др.): проблемы сельского быта, характер сельских жителей.
  • 1965 г. — присуждение М. А. Шолохову Нобелевской премии в области литературы.
  • 1965 г. — арест писателей А. Д. Синявского и Ю. М. Даниэля за издание своих произведений за рубежом → приговорены к заключению в колонии строгого режима.
  • Формирование нового взгляда на прошлое, особенно на события Великой Отечественной войны: Ю. В. Бондарев («Горячий снег», «Берег»), Г. Я. Бакланов («Пядь земли»), К. Д. Воробьёв («Убиты под Москвой»), К. М. Симонов («Живые и мёртвые»), В. О. Богомолов («В августе сорок четвёртого»), В. В. Быков («Третья ракета», «Сотников») и др.
  • 1970 — 1980-е гг. — приход в литературу писателей, размышляющих над общечеловеческими темами, психологическим складом человеческой души (произведения П. Грековой, Л. С. Петрушевской, А. П. Битова, Ч. Г. Айтматова и др.).
  • Создание писателем В. С. Пикулем целого ряда остросюжетных исторических романов («Пером и шпагой», «Слово и дело», «Фаворит» и др.): картина прошлого России.

Перестройка (1985—1991 гг.)

  • Публикация запрещённых ранее в СССР произведений: «Доктор Живаго» Б. Л. Пастернака, «Жизнь и судьба» В. С. Гроссмана, «Архипелаг ГУЛАГ» А. И. Солженицына и др.
  • Стремление к переосмыслению и переоценке с морально-этической точки зрения событий прошлого: романы «Дети Арбата» А. П. Рыбакова, «Факультет ненужных вещей» Ю. О. Домбровского, «Белые одежды» В. Д. Дудинцева, повесть «Зубр» Д. А. Гранина и др.

 

3. Кинематограф, живопись и театр

Послевоенный период (1945—1953 гг.)

Кинематограф. Киноленты «Небесный тихоход» (реж. С. А. Тимошенко, 1946), «Большая жизнь» (2-я серия) (реж. Л. Д. Луков, 1946), «Адмирал Нахимов» (реж. В. И. Пудовкин, 1947), «Подвиг разведчика» (реж. Б. В. Барнет, 1947), «Весна» (реж. Г. В. Александров, 1947), «Звезда» (реж. А. Г. Иванов, 1949), «Кубанские казаки» (реж. И. А. Пырьев, 1950) и др.

«Оттепель» (1953—1964 гг.)

Живопись

  • Стремление молодых художников к поискам новых форм выражения, отход от рамок официального искусства с его методом социалистического реализма (О. Я. Рабин, Д. М. Краснопевцев, В. Н. Немухин, А. Т Зверев, Э. М. Белютин и др.).
  • Декабрь 1962 г. — разгром в печати приверженцев абстрактного искусства → часть художников ушла в «подполье» (андеграунд).

Театр

  • 1956 г. — открытие в Москве театра «Современник» (под руководством актёра и режиссёра О. Н. Ефремова).
  • Настоящим явлением общественной жизни становились спектакли Театра на Таганке в Москве, Большого Драматического театра им. М. Горького в Ленинграде

Кинематограф. Киноленты «Летят журавли» (реж. М. К. Калатозов, 1957), «Баллада о солдате» (реж. Г Н. Чухрай, 1959), «Судьба человека» (реж. С. Ф. Бондарчук, 1959), «Девять дней одного года» (реж. М. И. Ромм, 1962), «Иваново детство» (реж. А. А. Тарковский, 1962), «Я шагаю по Москве» (реж. Г. Н. Данелия, 1964) и др.

«Застой» (1964—1985 гг.)

Живопись

1970 — 1980-е гг. — чёткое размежевание на официальное искусство и альтернативные художественные направления:

 — художники, группировавшиеся вокруг Академии художеств СССР, работали в основном в реалистической манере: жанр портрета (Т Т. Салахов), пейзажа (Т Н. Яблонская, П. П. Оссовский), современные темы (Б. С. Угаров, А. А. Мыльников, В. Е. Попков, Д. Е. Жилинский)

— неофициальное искусство находилось на полулегальном положении.

  • 15 сентября 1974 г. — выставка на московском пустыре: разогнана с помощью бульдозеров («бульдозерная выставка») → многие полотна уничтожены, к художникам применены административные санкции.
  • московского концептуализма (И. И. Кабаков, В. Д. Пивоваров и др.): использование необычных художественных средств — символов, подписей, лозунгов.
  • Формирование соц-арта (В. А. Комар, А.Д. Меламид), переосмысление традиционных для социалистического реализма сюжетов советского образа жизни в иронической и уродливо-причудливой форме.

Кинематограф

1970 — 1980-е гг. — период нового подъёма отечественного киноискусства:

  • фильмы-экранизации русской классики: «Война и мир» (реж. С. Ф. Бондарчук, 1966 — 1967), «Братья Карамазовы» (реж. И. А. Пырьев, 1969), «Анна Каренина» (реж. А. Г. Зархи, 1968), «Преступление и наказание» (реж. Л. А. Кулиджанов, 1970) и др.;
  • фильмы о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны: «А зори здесь тихие» (реж. С. И. Ростоцкий, 1972), «Восхождение» (реж. Л. Е. Шепитько, 1977), «Двадцать дней без войны» (реж. А. Г. Герман, 1977) и др.
  • фильмы, утверждающие нравственную красоту человека, его внутреннюю свободу: «Начало» (реж. Г. А. Панфилов, 1970), «Калина красная» (реж. В. М. Шукшин, 1974).
  • фильмы комедийного жанра: «Бриллиантовая рука» (реж. Л. И. Гайдай, 1969), «Мимино» (реж. Г. Н. Данелия, 1978), «Гараж» (реж. Э. А. Рязанов, 1980) и др.

Перестройка (1985—1991 гг.)

Кинематограф

  • Расцвет документальной публицистики: фильмы «Так жить нельзя», «Россия, которую мы потеряли» (реж С. С. Говорухин, 1990, 1992), «Легко ли быть молодым» (реж. Ю. Б. Подниекс, 1987).
  • Фильмы о молодёжи: «Маленькая Вера» (реж. В. В. Пичул, 1988), «Асса» (реж. С. А. Соловьёв, 1987).
  • Фильмы, переосмысливавшие историческое прошлое: «Покаяние» (реж. Т. Е. Абуладзе, 1986), «Собачье сердце» (реж. В. В. Бортко, 1988), «Холодное лето 1953-го» (реж. А. А. Прошкин, 1988) и др.

 


Конспект урока по истории «Культура советского общества». Выберите дальнейшее действие:

 

Похожие записи

Форма для написания комментария

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки комментариев: от 1 часа до 3 дней